В данном разделе собраны мои статьи по методике преподавания итальянского языка. Они опубликованы как на этом проекте, так и на сторонних ресурсах.
В феврале 2022 года мой преподавательский стаж перешагнул рубеж в 30 лет. За это время накопилось немало дидактических материалов и методических разработок. Причем, как для отдельных уроков, так и для больших тем. Уважаемые коллеги, мне есть чем поделиться с вами!
Публикаций на проекте очень много. Для удобства я сгруппировала их и создала тематические страницы. Там собраны ссылки на самые разные статьи по указанным темам.
В этих публикациях вы найдете:
- тематическую лексику
- крылатые выражения и речевые обороты
- фрагменты аутентичных текстов
- мини-экскурсы в историю
- методические советы, подсказки и рекомендации
Думаю, что эти материалы будут интересны и полезны как преподавателям, так и студентам, которые самостоятельно изучают итальянский язык.
Материалы и методические рекомендации для изучения отдельных лексических тем
- Тема «Время и календарь». Представлены статьи, посвященные всем месяцам года, отдельным датам и явлениям, связанным со временем.
- Тема «Профессии и занятия». Собраны статьи, посвященные различным профессиям, занятиям и местам работы.
- Тема «Отдых и развлечения». Подборка статей, посвященных отдыху, хобби и развлечениям, а также интересным местам, которые можно посетить в Италии.
- Тема «Отношения и чувства». Представлены публикации, в которых речь идет о чувствах и взаимоотношениях между людьми.
- Тема «Вещи вокруг нас». Собраны статьи о вещах и предметах, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
- Тема «Приятного аппетита». Подборка статей, которые прямо или косвенно связаны с едой, с приготовлением пищи, с местами общественного питания.
- Тема «Дороги и путешествия». Представлены статьи, посвященные дорогам, путешествиям и путешественникам.
- Тема «Природа и погода». Собраны статьи о природных и погодных явлениях.
- Тема «Церковь и религия». Подборка статей, в которых речь идет о церкви и религии.
Материалы и методические рекомендации для изучения отдельных тем по страноведению
Тема «Достопримечательности Италии». Представлены статьи, где рассказывается об интересных местах, городах и музеях Италии.
Тема «Итальянские праздники и традиции». Собраны статьи, посвященные итальянским праздникам, обычаям, традициям и суевериям.
Тема «Итальянская поэзия». Собраны ссылки на стихи, которые опубликованы на нашем проекте.
Материалы и методические рекомендации для работы с лексикой
«Из истории слов». Представлены статьи об этимологии слов.
«Крылатые выражения и речевые обороты». Собраны статьи о происхождении крылатых выражений, речевых оборотом, пословиц и поговорок.
«Правильно употребляем слова». Подборка статей, где рассматриваются тонкости и нюансы в употреблении слов и отдельных выражений.
«Итальянские слова в русском языке». Представлены статьи о словах, которые пришли в русский язык из итальянского.
«Как запоминать слова». Подборка публикаций о разных способах запоминания новой лексики.
Материалы и методические рекомендации для изучения грамматики
Имена существительные. В статьях данного раздела вы найдете грамматические правила и конкретные примеры правильного употребления имен существительных.
Имена прилагательные. В статьях данного раздела вы найдете правила и конкретные примеры корректного употребления имен прилагательных.
Числительные. В данном разделе собраны публикации, посвященные числительным.
Артикли. Здесь представлены статьи об употреблении артиклей в итальянском языке.
Глаголы. В этом разделе собраны ссылки на публикации, в которых речь идет об итальянских глаголах.
Наречия. Подборка публикаций, в которых приведены правила и примеры корректного употребления наречий.
Статьи общего характера по методике преподавания языка
День Космонавтики: идеи и материалы для занятий. В статье представлены фрагменты публицистических и поэтических текстов, видеоролик, лексика по теме «Космос» и варианты работы с ней на уроке, а также речевые обороты и фразеологизмы в рамках указанной темы.
Как систематизировать материал. В разделе собраны советы о различных способах систематизации учебного материала.
Лингвистическая догадка при изучении иностранного языка. В очерке на примере болгарского языка приводятся примеры работы с лингвистической (языковой) догадкой.
Лингвистическая догадка: террасы Мачу-Пикчу. В очерке на конкретном примере показано, как можно формировать лингвистическую догадку у учеников, используя итальянский и испанский языки.
Поэтические произведения при изучении темы «Imperfetto». В статье представлены поэтические тексты, которые можно использовать при изучении темы «Imperfetto», а также приведены различные типы заданий для работы с этими текстами.
«In primo luogo»: техника запоминания от Цицерона. В статье представлена одна из техник запоминания новой лексики и дан четкий алгоритм использования данного метода.
На этой странице указаны мои статьи, которые опубликованы в научных сборниках.
Мастерство преподавателя
Зачем преподавателю заниматься переводом? В статье объясняется, для чего преподавателю иностранного языка нужна активная переводческая практика.
Об Аквиле и Аквилее: зачем преподавателю итальянского языка знать историю с географией. В статье на конкретном примере показана важность междисциплинарной подготовки преподавателя иностранного языка.
Репетитор или преподаватель? В статье я поделилась своим видением того, где лежит грань между репетитором и преподавателем.
Публикации на Фестивале педагогических идей «Открытый урок»
Лингвистическая игра на итальянском языке «В мире животных» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009/2010 учебный год, раздел «Преподавание иностранных языков».
«Arcobaleno italiano» («Итальянская радуга»): задания для отработки прилагательных, обозначающих цвет // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010/2011 учебный год, раздел «Преподавание иностранных языков».
Выступления
Своим опытом работы я всегда рада поделиться с коллегами и студентами. Вот статьи о некоторых публичных выступлениях.
- Советы начинающим переводчикам: делимся опытом (февраль 2019 года) − совместное выступление с Ольгой Аракелян перед студентами Владимирского государственного университета
- Конференция «Контакт» для переводчиков (май 2019 года) − выступление, посвящённое требованиям к работам участников на конкурсах письменного перевода
- Обучение в Италии: из личного опыта (июнь 2019 года) − я рассказывала читателями Владимирской областной библиотеки о своем опыте учебы в Италии
Онлайн конференция «Итальянский язык»
Краткие обзоры выступлений
- «Утомленные солнцем»: как работает итальянская археологическая экспедиция (февраль 2021 года)
- «Ordine agli ordini!»: разбираемся в монашеских орденах (май 2021 года)
- «Se fosse un animale, che animale sarebbe?» (сентябрь 2021 года)
- Письменность: инструменты и материалы (ноябрь 2021 года)
- «In tutte le salse»: этимология названий соусов (декабрь 2021 года)
- Глагольное управление в итальянском языке: примеры и подсказки (октябрь 2022 года)
- Конкурс письменного перевода: взгляд жюри (май 2023 года)
Онлайн конференция для преподавателей иностранных языков
- Экскурсы в историю на занятиях по иностранному языку (ноябрь 2023 года)
- Межпредметные связи на занятиях по иностранному языку (февраль 2024)
Московский Фестиваль языков
- «Знакомые незнакомцы или как русский язык помогает запоминать итальянскую лексику» (11 декабря 2022 года)
- Итальянский язык (10 декабря 2023 года)
Второй Ярославский Фестиваль языков
- «Знакомые незнакомцы или как русский язык помогает запоминать итальянскую лексику» (18 ноября 2022 года)
© Татьяна Трунова, 2017 − 2024