В наши дни слово «репетитор» стало обыденным и привычным. Услугами репетиторов пользуются школьники самых разных возрастов в силу тех или иных причин.
Довольно часто репетиторством занимаются преподаватели. Оно и понятно: хорошее владение материалом, опыт, знание методики обучения. Хочу поделиться своим видением того, где лежит грань между репетитором и преподавателем.
Репетитор
Не секрет, что частного преподавателя нередко называют репетитором. Меня тоже постоянно спрашивают: «Вы репетитор?» Нет, не репетитор. Я преподаватель. В слове «репетитор» мне слышится оттенок какой-то обязаловки: «натаскать», заставить вызубрить, чтобы где-то перед кем-то отчитаться и благополучно забыть. А то, чем мы занимаемся с учениками, вообще не вписывается в эти рамки, ни под каким соусом!
Все мы знаем русское слово «репетиция», то есть отработка определенных навыков путем их многократной шлифовки и повторения. И если мы применим слово «репетировать» к процессу преподавания, то как раз и увидим цель рядового репетитора: дать студентам определенный набор знаний и научить ими пользоваться.
В этом случае учитель часто погружается с головой в поиск дополнительных материалов и новейших методических разработок. Путем многократных повторений материала ученик запоминает информацию и приобретает практические навыки. Как говорится, всё в шоколаде.
Однако при таком подходе иностранный язык выступает лишь как образовательная цель, к которой нужно привести ученика. Здесь идёт работа на видимом уровне, который четко прослеживается через три ключевых слова: «ЧТО» (материал), «КАК» (методы) и «КОМУ» (ученик) преподавать.
Преподаватель
Дать знания и научить приемам работы с ними это лишь верхушка айсберга. Лично для меня иностранный язык служит многофункциональным инструментом. С его помощью можно выводить людей на совершенно другой уровень мировосприятия, мироощущения и осознания собственных реакций, возможностей, нравственных ценностей и жизненных убеждений.
Это когда у твоего ученика расправляются крылья и он уходит с занятия более умиротворенным. Или более вдохновлённым. Когда он готов горы свернуть, чтобы приблизиться к заветной мечте. Когда тихо (или, наоборот, бурно) радуется своим успехам: «Ого, сколько мы выучили за эти пять занятий!». Или молча переваривает то, что увидел в своем личном «зеркале», на которое, как известно, неча пенять…
Часто ли на подобных вещах фокусируются репетиторы?
На мой взгляд, преподаватель видит не только вширь, но и вглубь. Он в состоянии прочувствовать, ощутить не столько разумом, сколько душой и сердцем те пласты, которые идут фоном и проявляются не сразу.
Когда у преподавателя хватает практики, жизненного опыта, эмпатии и искреннего желания помочь, он делает учебный процесс не линейным, а многогранным. И легко встраивает внеязыковые аспекты в любой урок, не называя эти вставки в занятия модным сейчас понятием «языковой коучинг» и не поднимая за их счет цену курса или отдельного занятия.
Из личного опыта
- Молодая женщина, после того, как с пятого или шестого раза не может запомнить новое слово, в сердцах швыряет тетрадь на стол: «Боже, да что я требую от своего сына, если сама такая тупая!». Нет, не тупая. Просто у каждого своя скорость и свой потолок. И это здорово, что приходит вот такое осознание. Что мы становимся более терпимыми и понимающими. И начинаем чуточку по-другому относиться даже к своим родным и близким.
____________________________
- Занимается мужчина лет сорока. Звёзд с неба не хватает, учится в меру своих сил и возможностей. Каждый раз, когда ему удается сформулировать самостоятельно несколько связных фраз или написать крохотный текст, он гордо смотрит на меня и произносит одну-единственную фразу: «Татьяна, я просто круть!». Согласитесь, что подобные моменты ценны ничуть не меньше, чем количество выученных слов или разговорных фраз?
____________________________
- Когда работаешь с группой, очень интересно наблюдать, кто и чему пришел научиться. Не в плане языка, а в плане личностного развития. Один в процессе обучения учится делать ошибки и не испытывать от этого чувство вины. Другой постепенно прислушивается к коллегам, чтобы услышать их мнение, отличное от своего собственного. Третий начинает охотно помогать своим однокурсникам.
Душа беззвучно поет, когда наблюдаешь подобные моменты. Потому что в этом я вижу одну из основных целей преподавания.
Ты идешь в качестве проводника рядом с учеником. И в какой-то момент он вдруг обнаруживает, что не просто движется вперёд в плане освоения языка. Человек понимает, что у него изнутри, подспудно, начинают прорастать совершенно новые качества, ценности, взгляды, убеждения. А это вряд ли возможно, если просто транслировать знания и обучать умениям, согласитесь?
Вместо заключения
Означает ли это, что стоит искать именно преподавателя? Конечно, нет. Репетитор незаменим, когда нужно в короткий срок «залатать» пробелы в знаниях, «подтянуть» тему, которая не усвоена, не совсем понятна или подзабыта.
А вот если планируется забег на длинную дистанцию (например, курс итальянского для начинающих или подготовка к сдаче международного экзамена) то здесь лучше поискать преподавателя.
© Татьяна Трунова, октябрь 2022
Советую почитать
- Интервью с Анной Муравьевой (Гусь-Хрустальный). Анна более 30 лет преподаёт английский язык в общеобразовательной школе. В интервью она как раз затрагивает вопрос репетиторства.
Публикации на моём авторском проекте «Дорогами Души»
- С Днём учителя! − размышления и воспоминания о работе в качестве школьного учителя истории
- С Днём студента! − очерк о радостях и сложностях в работе вузовского преподавателя