В ноябре 2019 года я приняла участие в методическом семинаре, который был проведен в рамках Ассоциации преподавателей итальянского языка. Встреча прошла в Москве. На этот раз она была посвящена изучению Congiuntivo.
На встрече выступили Алессандро Пьяцца и Маргарита Каскова. Они раскрыли отдельные аспекты преподавания и употребления этой глагольной формы.
Алессандро Пьяцца
Алессандро Пьяцца, преподаватель одной из лингвистических школ Москвы, тему своего выступления обозначил так: «Il congiuntivo, ovvero il movimento del pensiero». Он рассмотрел некоторые случаи употребления данной формы. Например, в безличных предложениях, при обращении в повелительном наклонении.
Алессандро подчеркнул, что часто Congiuntivo употребляется без надобности. Причем, не только в повседневном общении между людьми, но и в средствах массовой информации. Очень понравился пример, который он привел в качестве иллюстрации.
Sembra che il Papa si sia recato nella capitale di Mosambico. — Кажется, что римский папа отправился в столицу Мозамбика.
С точки зрения грамматики здесь, действительно, требуется Congiuntivo. А давайте посмотрим на предложение с другой стороны. Алекксандро обратил внимание, что это типичный пример так называемой «новости — не новости». Что это значит?
Это значит, что из предложения сложно понять, где находится понтифик – в Мапуту или в Ватикане. А ведь рядовой читатель не будет задавать самому себе этот вопрос, ему нужные точные факты.
И здесь позволю себе маленькое лирическое отступление.
Факт или мнение?
В свое время я работала учителем истории в школе. Преподавала во всех классах, с пятого по одиннадцатый. Застала те времена, когда в моду входили коммуникативные методики. И коллеги, учителя начальной школы, формировали у детишек очень полезный навык — выражать своё мнение.
Признаюсь, для меня это была палка о двух концах. С одной стороны, замечательно, когда пятиклашки излагают свою точку зрения. С другой стороны, первое время я часто слышала ответы типа: «Я думаю, что поэму «Илиада» написал Гомер».
И на подобных примерах мы с ребятами как раз и учились определять, где общеизвестный исторический факт, а где чья-то точка зрения.
Маргарита Евгеньевна Каскова
Затем выступила Маргарита Евгеньевна Каскова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков РУДН (Российского Университета Дружбы народов). Тема ее доклада звучала так: «Оперное либретто как методический ресурс. Практические аспекты изучения congiuntivo».
Маргарита Евгеньевна рассказала об основных этапах работы при изучении данного времени с помощью таких своеобразных обучающих текстов, какими являются оперные либретто. Она выделила методические требования, которые предъявляются к данным дидактическим материалам. Это небольшой объем звучания, доступность и простота содержания, наличие простых синтаксических структур.
Мне очень откликнулся еще один момент. Маргарита Евгеньевна подчеркнула, что знакомство с оперными либретто это прекрасная возможность для приобщения нынешних студентов к мировой культуре. Ведь мы изучаем язык не только ради самого языка, правда? Он является своеобразным мостиком, который помогает лучше узнать другую культуру, понять её изнутри.
_______________________
Благодарю Алессандро Пьяцца и Маргариту Евгеньевну за то, что поделились своим опытом, своим видением преподавания Congiuntivo. До новых встреч!
© Татьяна Трунова, ноябрь 2019
Семинары Ассоциации преподавателей итальянского языка
- Первые занятия по итальянскому языку: опыт коллег — с чего начинается изучение итальянского языка в РГГУ, МГУ им. Ломоносова и Centro italiano di cultura
- Passato Prossimo – Imperfetto: опыт коллег — о различных подходах к преподаванию двух прошедших времен – Passato Prossimo и Imperfetto
- Резюме на итальянском: советы профессионала — советы Алессандро Пьяцца по написанию резюме и рекомендательного письма
Congiuntivo это не время, как глагольная форма, это наклонение и имеет 4 времени… Да уж, верно подмечено, что Congiuntivo иногда используют без надобности. Недаром итальянцы подшучивают друг над другом и говорят- ты такой умный, даже Congiuntivo используешь. Мы всегда начинаем его изучение с цитаты итальянского лингвиста о том, что Congiuntivo — это украшение (gioello), которому могут позавидовать другие языки для передачи неопределенности, неточности, вероятности, субъективности. Лично у меня,при употреблении его форм внутри происходит какой-то необъяснимый восторг…. Чудеса, да и только!
Вера, спасибо!
Мне кажется, здесь тот самый случай, когда аппетит приходит во время еды. Поначалу ученикам не совсем понятно, зачем нужна эта форма, ведь можно спокойно использовать обычные времена. А вот потом они, как говорится, входят во вкус и начинают употреблять Congiuntivo.