19 апреля 2025 года состоялась очередная встреча с коллегами в рамках Ассоциации преподавателей итальянского языка. Тема встречи звучала так: «Mamma mia! Как учить итальянскому тех, кто помнит лиры. Заметки бывалого».
Своим опытом работы поделилась Екатерина Крамкова, которая уже не первый год обучает итальянскому языку столичных пенсионеров в проекте «Московское долголетие».
Особенности работы с людьми предпенсионного и пенсионного возраста
В начале выступления Екатерина дала краткую характеристику психологических особенностей своих студентов (а это люди пенсионного и предпенсионного возраста). Понятно, что с учетом этих особенностей преподаватель выбирает стиль обучения, методы и форматы работы, способы подачи материала и т.д.
Екатерина подчеркнула, что занятия в «Московском долголетии» носят досуговый характер, поэтому сложно требовать от обучающихся обязательного выполнения домашних заданий. Она обозначила основные особенности работы на занятиях: невысокая скорость усвоения материала, однотипные задания, большое количество повторов, акцент на психологический и эмоциональный комфорт обучающихся.
«Как тренировать терпение и эмоциональную емкость, но не стать терпилой. Как балансировать авторитет и партнерство» − это цитата из анонса, который был разослан участникам встречи. В выступлении Екатерина уделила особое внимание, во-первых, психологической устойчивости преподавателя, который работает с людьми пенсионного возраста, и, во-вторых, разделению ответственности между преподавателем и обучающимися в процессе обучения. Также она подчеркнула важность обратной связи, поскольку это формирует умение видеть свои достижения даже по итогам отдельно взятого занятия.
Большое спасибо Екатерине Крамковой за то, что поделилась своим опытом работы с данной возрастной категорией. Благодарю Ирину Букрееву за организацию онлайн трансляции. Уважаемые коллеги, до новых встреч!
________________________
Среди моих учеников тоже были и есть до сих пор люди пенсионного возраста. Поэтому мне хорошо знакомы те особенности работы, о которых рассказала Екатерина в ходе нашей онлайн встречи. Приглашаю почитать интервью, которые дали нашему проекту пенсионеры, изучающие итальянский язык
© Татьяна Трунова, май 2025
Приглашаю почитать
- Интервью с Наталией Якусевой (Владимир). Это моя ученица, с которой мы занимались индивидуально. В интервью мы с Натальей говорили о том, что изучение языка может быть просто хобби, о плюсах индивидуальных занятий, поездках в Италию и общении в языковых приложениях.
- Интервью с участницами проекта «Московское долголетие» (Москва). Мы беседовали с женщинами, которые изучают итальянский язык. Во время интервью мы говорили о радостях и сложностях в изучении итальянского языка, о домашних заданиях и учебных материалах, о грамматике, лексике, аудировании, мотивации и, конечно же, о поездках в Италию.
- Интервью с участниками Клуба любителей итальянской культуры. (Новороссийск). Участники Клуба, среди которых есть и пенсионеры, поделились своими впечатлениями от занятий и успехами в освоении итальянского языка.