В гостях у проекта «Подружись с итальянским!» — моя коллега, лингвист-переводчик и преподаватель английского языка из Челябинска Ольга Соколова
«Здравствуйте! Меня зовут Ольга Соколова.
Я увлекающийся и увлеченный человек. Энергичная, общительная, целеустремленная и непосредственная, как говорят мои друзья и знакомые. По первому образованию — лингвист-переводчик (английский и немецкий языки), а по второму — экономист в банковской сфере.
Почти пять лет успешно совмещала два образования, работая в банке с иностранным капиталом, где практически ежедневно использовала в работе знание английского языка. Но все изменилось после рождения детей.
Во время декретного отпуска всю свою неуемную энергию я направила на детей и саморазвитие. Я вспомнила, что безумно люблю театр, выступления, организацию интересных мероприятий и английский язык. Мне очень хотелось объединить театр и английский в одном проекте, при этом больше времени проводить с детьми. Так, почти 3 года назад я открыла свою горячо любимую языковую Студию «Английский для детей с кроликом Питером».
Будучи студенткой, дважды была в Чикаго (США) по рабочей программе «Work and Travel». Увлекаюсь чтением, психологией, йогой, обожаю творчество во всех его проявлениях (занималась мыловарением, декупажем, макраме). Наполняюсь и отдыхаю, когда провожу время на природе в окружении близких и друзей».
— Ольга, добрый день! Очень рада приветствовать Вас на проекте «Подружись с итальянским!» Сегодня мне хотелось бы побеседовать о Вашем языковом клубе и особенностях преподавания английского языка дошкольникам. Практика показывает, что тема эта весьма актуальна для многих наших читателей.
— Здравствуйте! Татьяна, спасибо большое за приглашение в гости в Ваш уютный проект. С удовольствием поделюсь с Вами своими мыслями и опытом.
Языковая студия: добро пожаловать!
- В ноябре 2016 года Вы открыли в Челябинске частный языковой клуб для детей. Что повлияло на ваше решение преподавать язык именно малышам, а не взрослым?
Честно говоря, мне даже не верится, что прошло уже более двух с половиной лет со дня открытия Студии! Кажется, что я в самом начале пути. Но каждый раз, оглядываясь назад, я понимаю и вижу, какая работа уже проделана и каких-то 9-10 месяцев назад еще не было того, что есть сейчас. И это меня очень радует!
Мысль о собственном проекте у меня появилась спустя полгода после рождения дочери. Я, как и многие мамочки в декрете, начала понимать, что моя жизнь круто изменилась. Жадно искала и впитывала информацию о том, как я могу максимально гармонично развивать дочь и при этом уделять время себе.
Вот тогда-то и началось моё знакомство с безграничным миром инфобизнеса с его курсами, вебинарами, тренингами и мудрыми наставниками, коллегами, коучами, талантливыми и увлеченными людьми.
Считаю, что мне очень повезло: во время обучения ни разу не столкнулась с обманом, пустыми обещаниями и пересказом прописных истин. Все мои педагоги и учителя оказались профессионалами и прекрасными людьми.
Вернемся к моему решению преподавать именно детям. По своим детям и их окружению я заметила, что они отлично впитывают все новое через игру, не воспринимая это как обучение. Мне нравилось, что они жадно слушают, задают вопросы и проявляют искренний интерес к происходящему. Их горящие глаза никогда не обманут!
Затем в соцсетях я натолкнулась на дневнички мам, которые обучают своих детей английскому и у детей отличные результаты. И я просто начала потихоньку покупать детские книги на английском, думая, что они мне скоро пригодятся. Я планировала продолжить заниматься языком, повысить свой уровень и расширить его детской лексикой.
А ещё мне хотелось самовыражения. Я вспомнила, какое удовольствие получала от выступления на сцене в разное время: на детских спектаклях, когда ходила в театральный кружок; в качестве ведущей на разных школьных и городских мероприятиях. Был даже удачный опыт участия в школьном КВН, вожатской деятельности в Студенческом лагере и исполнения роли Бабы Яги на новогодней елке для детей сотрудников банка.
К тому же я очень люблю театр. И моя любовь к этому жанру искусства передалась моим детям. Мы посетили все театральные площадки города. Именно тогда я поняла, что очень хочу проект, связанный с театром.
Объединив английский язык и театр, я решила открыть Студию, чтобы в ней обучать английскому детей с постановкой спектаклей по аутентичным произведениям. Именно в тот момент на моем жизненном пути встретилась Мила Хабирова с её курсом по английскому детскому театру. Обучившись, я поверила, что смогу организовать студию.
Я люблю детей за их непосредственность, пытливый ум и свежий взгляд на привычные вещи. Они эмоциональны и открыты всему новому и интересному.
- Ваша Студия называется «Театр кролика Питера». С чем связано такое необычное название?
На самом деле, в прошлом году я немного изменила название Студии, чтобы убрать двусмысленность. В первую очередь, я всё-таки обучаю детей английскому, поэтому хотелось, чтобы это отражалось в названии. И сейчас студия называется «Английский для детей с кроликом Питером».
Почему именно кролик Питер? Мне хотелось, чтобы в названии студии фигурировал какой-то общеизвестный герой из английского фольклора, хорошо узнаваемый и любимый в англоговорящем мире. И чтобы он ассоциировался с детством, непосредственностью, любознательностью, баловством. Все это я увидела в кролике Питере.
Я и не подумала, что у нас в Челябинске о нём знают единицы. Хорошо, что в марте 2018 года в прокат вышла экранизация сказки Беатрикс Поттер про Кролика Питера. Фильм сделал кролика более популярным. И мне уже редко приходится отвечать на вопрос, что это за кролик 🙂
В августе 2018 года мы с Ольгой встретились на Кировке, знаменитом челябинском «Арбате». Есть на этой пешеходной улице памятник основателям Челябинской крепости.
- Перефразируя известную английскую поговорку, могу сказать, что Ваша Студия это Ваша крепость. Что придает ей основательность и устойчивость?
Пока я воспринимаю свою Студию как еще одного ребенка, которому нужны моя поддержка, внимание, время. Безусловно, вера в собственные силы, в нужность и актуальность проекта, положительные отзывы детей и родителей делают для меня Студию вторым домом, в который хочется возвращаться. Домом, где я могу быть самой собой и при этом чувствовать себя нужной.
- Какова та самая «изюминка», которая отличает Вашу Студию от традиционных языковых курсов для детей?
Сейчас уже никого не нужно убеждать в необходимости изучения и знания иностранного языка. При этом многие понимают, что чем раньше начнешь вводить иностранный язык в жизнь ребенка, тем более органично и прочно язык там закрепится.
Способы изучения любого иностранного языка, в том числе английского, могут быть самыми разными. Но, на мой взгляд, именно те методы, которые вызывают наиболее яркие эмоции, дают возможность выразить себя и вызывают потребность в говорении, будут наиболее эффективными. Всё это дают театральные постановки!
В рамках изучения определенной лексической и грамматической темы мы с детьми читаем конкретное произведение на английском языке. На занятиях прорабатываем книгу с разных сторон, готовим необходимый реквизит и афишу, показываем постановку родителям. Во время подготовки к спектаклю дети не просто проходят определенную тему на английском. Они учатся взаимодействовать в коллективе и договариваться, выступать на публике и преодолевать стеснение, выражать себя через творчество.
- Бывает, родители приводят ребенка на занятия с единственной целью — удовлетворить свои амбиции и реализовать собственную мечту заговорить на иностранном языке. А ребенку в 5-6 лет другой язык пока и не нужен. Поэтому и мотивация не особо сильная. Сталкиваетесь ли Вы с подобными ситуациями? Если да, то как поступаете в этих случаях?
Здесь всё просто: мотивация к изучению английского у ребенка появляется тогда, когда ему интересно и он чувствует свою успешность. Поэтому свои занятия я стараюсь делать интересными и хвалить детей за всё, что они делают. Особенно за то, что ещё вчера не получалось, а сегодня уже получается.
Как сделать занятие интересным? Нужна смена видов деятельности, чтобы ребенок не успевал уставать от однообразия. Большое количество яркого раздаточного материала и пособий. И, конечно же, моя эмоциональность и вовлеченность в процесс.
В дошкольном и младшем школьном возрасте ведущей познавательной деятельностью является игра. При этом ребенку по большому счету не важно, на каком языке играть, лишь бы было весело и интересно. Этот факт я тоже активно использую на своих занятиях. Это для родителей мы учимся, а для детей мы играем!
Занятия по английскому языку
- Для того, чтобы преподавать иностранный язык, нужно не только его знать, но и владеть методикой обучения. Где вы преподавали язык до работы в Студии?
Откровенно говоря, именно преподавательского опыта обучения английскому языку до открытия Студии у меня было немного: частные уроки с детьми и взрослыми. Да, мне было страшно, что не получится обучить, что в группе не будут слышать и слушать. Но опыт взаимодействия и обучения собственных детей, умение ладить и договариваться с ними, постоянное онлайн обучение методике преподавания (я проходила несколько курсов и тренингов), постоянная работа над ошибками позволяют сейчас успешно преподавать английский детям.
- Дидактические материалы для занятий Вы создаете сами, находите в Интернете или заимствуете у коллег?
Всего понемногу. Я нахожу что-то интересное в Сети на англоязычных сайтах. Вижу интересные идеи у коллег. Покупаю платные материалы у тех, чьему опыту и языковым компетенциям я доверяю. Черпаю вдохновение и прибегаю к «коллективному разуму» в английском клубе у таких же педагогов и англомам. И, конечно, придумываю что-то сама.
Кто такие англомамы
Англомамы это женщины, которые обучают своих детей английскому с раннего возраста, создавая им англоязычную среду дома (просмотр мультфильмов, чтение англоязычных книг, игры на английском, много ежедневного бытового общения на английском). Какова их главная цель? Чтобы ребенок легко и непринужденно общался на английском языке, практически как на родном.
_________________
Кстати: у нас на проекте есть интервью с Константином Ворониным. Его сыну Глебу сейчас пять лет. С самого рождения Глеба Костя общается с ним только на английском. Вот вам и англопапа! 🙂
- Вы предпочитаете использовать иностранные или отечественные учебные пособия?
Отдаю предпочтение англоязычным учебникам и аудиоматериалам, аутентичной художественной литературе. При этом также успешно использую настольные и другие игры российского производства, раздаточный материал своих коллег.
- Для того, чтобы овладеть языком, необходимо уже с ранних лет обучать ребенка говорению, чтению и письму. На какой из этих аспектов делается основной упор на Ваших занятиях?
Основной упор делаю на говорение, следуя коммуникативной методике обучения. Параллельно подключаю аудирование. На уроках дети слышат как меня, так и носителей языка через песни, аудио и видеоначитку книг, небольшие видеоролики. Для детей 4-5 лет ввожу элементы чтения и письма. Хотя элементам письма и постановке руки обучаю уже с трех лет, когда мы выполняем задания на соотнесение разных объектов, рисуем, обводим и т.п.
- Каким образом Вы помогаете малышам запоминать новые слова?
Секрет прост. Во-первых, многократное повторение новых слов на уроках после первоначального знакомства по карточкам. Потом эти же слова ребята встречают в книгах, распечатках, играх. Где возможно, использую муляжи и предметы для наглядности. Во-вторых, повторение пройденной лексики в речи на уроках по другой теме. И, в-третьих, эта же лексика встречается в домашнем задании (распечатках), песнях и мультфильмах.
- Мне очень откликается Ваш преподавательский лайфхак по созданию с детишками тематических лэпбуков. Чем этот формат привлекателен для самих ребят?
Все дети по своей природе творцы. Они любят делать что-то своими руками. Им нравится как процесс, так и результат их деятельности. Я стараюсь большинство шаблонов заготовить до занятия, вырезав их, или что-то вырезаю вместе с ребятами, чтобы показать, как правильно это делать.
К сожалению, современные дети очень мало пользуются ножницами, не умеют или не хотят вырезать. Так потихоньку и учимся, развивая мелкую моторику. Также ребятам нравится раскрашивать и украшать не только шаблончики, но и сами лэпбуки. Так они получаются яркими и индивидуальными!
А вы знаете, что такое лэпбук?
Это книжка-раскладушка с кармашками, окошками, дверцами, вкладками и другими подвижными деталями. Как правило, в ней размещают самые разные материалы по определенной лексической теме.
Вот примеры лэпбуков, которые делает Ольга со своими учениками на занятиях.
- Каким образом и где Ваши ученики разговаривают по-английски в повседневной жизни?
Этот вопрос лучше адресовать родителям моих учеников. Я лишь предлагаю варианты, как можно создать языковую среду дома вне занятий. Выбор остается за родителями. Знаю, что кто-то из родителей старается разговаривать с ребенком на английском дома и на детских площадках. Кто-то в отпуске подбирает отели, где останавливаются англоязычные туристы, чтобы у ребенка была потребность в говорении на иностранном языке. А кто-то ищет англоговорящего друга по переписке или общению в Скайпе.
Полезные советы от Ольги Соколовой
- Не секрет, что когда преподаешь иностранный язык на начальном уровне и нет другой языковой практики, то начинаешь потихоньку терять лексический запас и разговорные навыки, которыми владел изначально. Каким образом Вы сами совершенствуете свой английский?
Татьяна, отличный вопрос!
Один из вариантов это найти учеников более высокого уровня, чем тот, с которым я работаю сейчас. У меня есть несколько индивидуальных учеников со средним уровнем знания языка. Также я с удовольствием читаю методическую и художественную литературу на языке оригинала, смотрю небольшие ролики (по типу TED) на YouTube и мультфильмы.
Продолжаю обучаться у коллег методике преподавания, интересным приемам ведения занятий. Состою в закрытом клубе педагогов и англомам, где мы вместе ищем ответы на сложные лексические и грамматические вопросы, подбираем материалы для тематических занятий и игр с детьми и просто поддерживаем друг друга. В ближайших планах — найти языкового партнера для живого общения и сдать международный экзамен по методике преподавания.
- На что следует обратить внимание родителям при выборе языковых курсов для дошкольников?
Для начала нужно обратить внимание на ваши возможности и определиться с целями. Например, если вы мама с двумя и/или тремя детьми и без личного автомобиля, то имеет смысл рассмотреть курсы рядом с домом. Также стоит решить, будут это групповые или индивидуальные занятия с педагогом, опираясь на знание темперамента, скорость усвоения информации и другие индивидуальные особенности ребенка.
Финансовые возможности также играют немаловажную роль при выборе курсов. Затем стоит написать список критериев, по которым вы будете выбирать языковой центр или студию: что для вас первостепенно, а чем вы готовы пожертвовать. И для каждой семьи такие критерии выбора будут своими. Я бы, например, в первую очередь обращала внимание на отзывы, профессиональные и личные качества педагога/ов центра, на методику преподавания и интерес ребенка к занятиям.
- Какой совет Вы можете дать человеку, который решит открыть «с нуля» свой собственный языковой клуб для детей?
Во-первых, нужно определиться, для чего вам свой языковой центр/клуб/студия, честно ответив на этот вопрос. Понять, чем вы готовы жертвовать для развития бизнеса. А жертвовать точно придётся! Каждому чем-то своим: личным временем и отдыхом, общением с семьей, деньгами, встречами с друзьями.
Во-вторых, стоит посчитать рентабельность бизнеса. Не просто прикинуть общие цифры, а посчитать несколько вариантов развития событий на конкретных цифрах. Это не развлечение, не хобби, это бизнес и большая ответственность не только за себя, свою семью, но и сотрудников, которые будут работать на вас. Готовы ли вы к этому? К тому, что на начальном этапе бизнес может работать в убыток (и у вас должна быть подушка безопасности), затем в ноль и только потом приносить какую-то прибыль. И всякий раз размер этой прибыли нужно просчитывать.
В-третьих, найти поддержку в виде партнеров, единомышленников или людей, которые уже прошли через открытие бизнеса и готовы вам помочь даже своим советом и морально поддержать в сложные времена.
И, наконец, не бояться, не вариться в собственном соку, а общаться, обсуждать, планировать и делать конкретные, пусть и маленькие шаги, в достижении своих целей по развитию бизнеса.
- Чтобы поддерживать себя в тонусе и хорошей физической форме, Вы практикуете йогу. Какие постулаты йоги помогают Вам в преподавании?
Йога помогает мне расслабляться и разгружать голову. Она учит меня находиться в моменте, здесь и сейчас, сосредотачиваться на своем теле и ощущениях.
- Что Вы пожелаете гостям и читателям проекта «Подружись с итальянским!»?
Верить в себя. Любить себя. Радоваться и ценить то, что имеете. Наслаждаться текущим моментом. Сосредотачиваться на чем-то одном — мультизадачность мешает и расфокусирует — и учиться расставлять приоритеты. Мечтайте и дерзайте! У вас всё получится!
— Ольга, большое спасибо за интервью и практические советы по изучению языка. Уверена, что они пригодятся нашим читателям. Желаю Вашей Студии дальнейшего продвижения и процветания!
Английский для детей в Челябинске — легко и просто!
- Поддержка на всех стадиях обучения
- Мини-группы до 5 человек
- Разнообразие яркого и красочного материала для обучения
- Несложные, но эффективные домашние задания на отработку полученных знаний
Форматы занятий
- Комплексные театрально-игровые занятия для детей с 2 до 10 лет
- Эффективное обучение чтению в игровой форме методом фонем и чтения целых слов
- Мастер-классы, посвященные праздникам в англоязычных странах
- Интенсив для второклассников по подготовке к школьному английскому
- Тематические лэпбуки
- Летний лагерь
Звоните: 8-9000-26-27-52
_______________________
Если вы хотите задать Ольге вопрос или поделиться своими впечатлениями, пишите прямо под этим интервью, в поле для комментариев.
© Татьяна Трунова, июль 2019
Другие интервью с коллегами-преподавателями английского языка
- Интервью с Наталией Дворниковой (Владимир). Наталия преподает английский язык в одной из вальдорфских школ. Она рассказывает о том, чем ее привлекает работа в школе, как в её жизни сочетаются преподавание и литературное творческое, может ли иностранный язык мешать в повседневной жизни.
- Интервью с Анной Муравьевой (Гусь-Хрустальный, Владимирская область). В интервью Анна рассказывает о современных тенденциях в преподавании иностранных языков, репетиторах и подготовке к ЕГЭ. А ещё о тех самых ингредиентах успеха, которые позволяют успешно осваивать любой предмет.
Работа с детьми: опыт коллег
- Итальянский для детей и подростков: опыт коллег. В статье сделан краткий обзор выступления Инессы Крутилиной о преподавании итальянского языка детям и подросткам.
- Подготовка школьников к Всероссийской олимпиаде по итальянскому языку: опыт коллег. В статье сделан краткий обзор выступления Ирины Некрасовой о подготовке школьников к Всероссийской олимпиаде по итальянскому языку.