Сегодня в гостях у лингво-студии — моя подруга и коллега, преподаватель английского языка и общественных дисциплин Марина Стельмах
«Я родилась в маленьком подмосковном Электрогорске. Чтобы не ходить в детский сад, с двух лет пошла в школу (нет, не вундеркинд), сидела на уроках то у бабушки, то у мамы. До того привыкла, что так и хожу туда до сих пор. Оставила школу только на время учебы в институте, да и то в каникулы прибегала, чтобы вести уроки, если кто-нибудь из учителей болел».
— Марина, добрый день! Очень рада приветствовать тебя в нашей лингво-студии. Ты осталась верна выбранной в молодости профессии: преподаёшь в школе почти 30 лет. И сегодня мне хотелось бы поговорить о тех моментах в работе школьного учителя, которые часто просто не видны окружающим.
___________________________
- Ты окончила Владимирский государственный педагогический институт по специальности «Учитель истории и английского языка». Почему твой выбор пал именно на этот город, на этот вуз и на этот факультет?
В каждом событии есть доля закономерного и доля случайного. Закономерно, что я пошла в педагогический институт, желая продолжить учительскую династию: две матери, две дочери да бабушка со внучкой. Я хотела стать учителем истории, но моя мама-стратег сказала, что, когда я окончу институт, историков в нашем районе будет достаточно, а востребованы будут учителя иностранного языка.
Листаем мы как-то с друзьями справочник с перечнем ВУЗов, факультетов и специальностей, московские институты, конечно, выбираем. И тут попадается мне на глаза ВГПИ с историческим факультетом, где можно получить сразу две специальности: учителя истории и английского языка. Вот так случайно Владимир перевесил Москву.
- Что мотивирует современных школьников изучать иностранный язык?
Сложный вопрос. От класса к классу мотивация школьников к изучению иностранного языка снижается.
Если в начальной школе мотивом может быть желание просто уметь говорить на непонятном другим языке, мечта разговаривать с иностранцами во время путешествий за границу, то в среднем звене познавательная деятельность приобретает избирательный характер, и мотивом может стать потребность общаться с зарубежными игроками в сетевых играх, желание выучить популярную песню на иностранном языке.
В старших классах основным мотивом становится подготовка к поступлению в ВУЗы, и тех, кто видит нужность иностранного языка в своей будущей профессии, остается совсем мало.
- Как ты выстраиваешь учебный процесс, чтобы поддержать баланс между освоением грамматики, изучением лексических тем, говорением и аудированием?
В современных учебниках часто все виды работ включены в один урок. А нас на методике преподавания английского учили, что трудность на уроке должна быть только одна.
Практика показывает, что одна трудность преодолима, несколько — порождают новые трудности, которые спутываются в ком, как новогодняя гирлянда, поэтому часто перекраиваю материал школьного учебника по-своему. Грамматику разбираем с детьми на примерах, отрабатываем со знакомой лексикой. Потом новую лексику накладываем на уже знакомые грамматические конструкции. А когда слушаем, обращаем внимание на «свежеизученный» материал и пытаемся говорить, используя его. Но это – не один, а три-четыре урока.
- Каким образом ты расширяешь свой личный словарный запас по английскому языку?
У меня нет какой-то особой системы, всё происходит спонтанно: читаю тексты разных жанров, слушаю новости, интервью, работаю со словарями. В этом я неоригинальна.
- В любой школе есть ученики, которые занимаются с репетиторами. На что нужно обязательно обратить внимание в процессе поиска преподавателя, чтобы занятия с ним были комфортными и продуктивными?
В первую очередь, надо определиться, для чего нужен репетитор: делать домашнюю работу, «подтянуть» оценки, разобраться в непонятной теме или расширить и углубить школьные знания. Потом читаем отзывы в Интернете (если есть), спрашиваем тех, кто занимался у разных преподавателей.
Конечно, удобно заниматься с репетитором, с которым вы «на одной волне», схожи по темпераменту, близки по интересам, жизненным ценностям. Психологический комфорт способствует повышению результативности занятий, но нельзя ставить его во главу угла.
В любом случае, надо понимать, что занятия с репетитором – не волшебная пилюля, которую съел – и всё знаешь, а дополнительная учебная работа, требующая времени, сил, умственного напряжения, а не только материальных затрат. Поэтому не надо «вестись» на обещания «быстро научу говорить», если только это не ускоренный курс для туристической поездки.
- Где в повседневной жизни тебе приходится пользоваться английским языком?
В 90-е годы появились импортные товары с инструкциями на всех языках, кроме русского, приходилось много переводить знакомым и знакомым знакомых, вникая в устройство всяких приборов (благо, муж помогал с подбором эквивалентов технических терминов). В Москве иногда приходится объяснять дорогу иностранцам.
Был интересный случай. На время очередных выборов в школе, как обычно, был открыт избирательный участок, а в соседнем кабинете находился Музей боевой славы. Приходили люди голосовать и заодно заглядывали в музей, чтобы познакомиться с историческим прошлым нашего города. Один из проголосовавших зашёл, огляделся и говорит: «Сейчас Стива приведу, чтобы посмотрел и понял, кто войну выиграл».
Вот и пришлось мне тогда «вспомнить всё» и провести экскурсию по нашему музею на английском языке. Стив был в восторге от музея, он не предполагал, что в обычной школе может быть собран такой богатый материал, а уж экскурсия для него была абсолютным сюрпризом. Собственно, как и для меня (улыбается).
- Полученная в вузе специальность позволяет тебе преподавать как английский язык, так и общественные дисциплины (историю и обществознание). Это так называемая «производственная необходимость» школы или твой личный зов души?
Наверное, больше личное желание, хотя иногда бывает необходимость в «дополнительном» историке. Раньше, будучи классным руководителем, я преподавала в «своих» классах английский язык, историю и обществознание. Это позволяло мне больше общаться с детьми, видеть класс в целом, эффективнее выстраивать работу.
Последние несколько лет я веду только английский язык, и мне не хватает тех возможностей, которые давало преподавание общественных дисциплин.
- Осенью 2021 года мне довелось принять участие в онлайн-встрече с коллегами из Ассоциации преподавателей итальянского языка. Елизавета Прокопович-Микуцка делилась своим опытом преподавания биологии и философии на итальянском языке. Как ты относишься к предметно-интегрированному обучению? Был ли у тебя подобный опыт преподавания профильных предметов на иностранном языке?
У меня такого опыта преподавания не было. Думаю, что предметно-языковое интегрированное обучение дает хорошие результаты в плане расширения словарного запаса, формирования навыков восприятия иностранной речи, коммуникативных навыков.
Но меня волнует вопрос качества преподавания предмета на иностранном языке и степень усвоения материала школьниками. Думаю, что при таком подходе уроки должен вести специалист-предметник, владеющий иностранным языком, а не преподаватель иностранного языка.
На самом деле, при подобном обучении возникает масса вопросов. В первую очередь, у самого преподавателя, который ведёт данный курс. Об этом можно почитать в очерке «Предметно-языковое обучение: опыт коллег».
- Не сомневаюсь, что на уроках английского языка ты используешь свои знания по истории, а на уроках истории – знание английского языка. Можешь привести конкретные примеры межпредметных связей из твоей личной преподавательской практики?
На уроках английского часто приходится обращаться к историческим событиям, рассказывать об архитектурных достопримечательностях, о жизни королей и королев, о войне Алой и Белой роз. Вообще иностранный язык – предмет межпредметный и метапредметный. На нем мы учимся говорить не только на бытовые темы, но и об искусстве, политике, науке.
В восьмом классе есть тема о пользе сна, процессах, происходящих в мозге во время сна, открытиях ученых, сделанных во сне. И это не только таблица Менделеева, о которой все хоть немного слышали.
В тексте рассказывалось, как Фридрих Кекуле, увидев во сне змею, держащую свой хвост во рту, догадался о циклической структурной формуле бензола. Восьмиклассники ни о Кекуле, ни о бензоле ничего не слышали, органическую химию еще не изучали, пришлось рисовать структуру молекулы, рассказывать о валентности. В общем – минутка химии. И так бывает довольно часто.
Вот это да! Пример, который ты привела, очень чётко показывает, зачем учителю широкий кругозор. И здесь позволю себе небольшое лирическое отступление. Дело в том, что на моём авторском проекте «Дорогами Души» есть публикации, которые являются прекрасным дополнением к твоему ответу.
«Формула бензола» в Чернушке
В июне 2021 года мне довелось побывать в Чернушке, одном из районных центров Пермского края. В середине ХХ века недалеко от города были открыты нефтяные месторождения. Вот почему в Чернушке установлен необычный арт-объект под названием «Формула нефти».
12 белых кресел расположены таким образом, что они представляют собой графическую формулу бензола — углеводорода, который входит в состав сырой нефти. «Формула нефти» — не единственная достопримечательность Чернушки. Рекомендую почитать очерк об этом удивительном городе.
Межпредметные связи в преподавании
«Экскурсы в историю на занятиях по иностранному языку». В этой статье на многочисленных примерах из личного преподавательского опыта я показываю, как можно использовать данный методический приём в обучении по итальянскому языку. В статье даны ссылки на интересные статьи и методические разработки. Кроме того, я поделилась чисто практическими подсказками с коллегами, у которых нет исторического образования, но которые хотели бы включить в свои занятия исторические экскурсы.
- Расскажи, пожалуйста, интересную историю из жизни, когда тебя выручило знание истории или смежных дисциплин.
Случаев, вроде, немало, но как-то сразу не вспоминаются. Лучше расскажу историю, когда английский пригодился моему ученику.
Повезла я свой класс в Оружейную палату. У ворот Кремля охрана останавливает двоих детей с рюкзачками, которые надо сдать в камеру хранения, и просит захватить с собой иностранца, которому не могут объяснить, как туда дойти. Тут мой ученик, не самый отличник, задает вопрос: «Where are you from?». Получив ответ, что из Италии, перебирает все знакомые итальянские футбольные команды, выясняет отношение итальянца к спорту, и так, оживленно болтая, мы доходим до камер хранения.
Повеселевший итальянец сказал, что ему очень повезло встретить нас, посетовал, что мало, кто в Москве сходу может помочь ему и в свою очередь поинтересовался, откуда мы. «We are from Elektrogorsk», — ответил мальчик тоном, не допускающим сомнений, что у нас в городе каждый второй запросто говорит по-английски.
Советую почитать
В нашей лингво-студии есть очерк, в котором упоминаются итальянцы и Московский Кремль. Давайте вспомним зубцы на кремлёвских стенах. Многие полгают, что это исконно русский архитектурный элемент. Ничего подобного: он пришёл к нам из Италии. Об этом можно почитать в публикации «A coda di rondine».
- В чём основное отличие нынешних школьников от тех ребят, которые у тебя учились четверть века тому назад?
Мои ученики на уроках никогда не боялись высказывать свою точку зрения, отстаивать ее. Только прежние ученики мыслили более самостоятельно, а теперешние часто за «своими» аргументами лезут в интернет.
К сожалению, сейчас для многих школьников наличие телефона в руке тождественно наличию знаний. При этом они не задумываются о качестве предлагаемой им информации и, порой, пропадают впросак, используя первую попавшуюся ссылку.
- 2020-й год вплотную подвел нас к дистанционному обучению. Каковы плюсы и минусы этого формата для рядового школьного учителя?
Плюс, на мой взгляд, в том, что образовательный процесс, так или иначе, продолжается.
Минусов пока вижу больше: ограниченные технические возможности (не у всех детей дома есть компьютеры); трудно проконтролировать работу учеников (в самый неподходящий момент система выбрасывает, микрофон перестает работать, файлы не открываются); масса времени уходит на составление таких заданий, на которые нет ответов в интернете; обучающие платформы не всегда бывают готовы к «наплыву» большого числа пользователей и т.д.
Вообще дистанционное обучение не для ленивых.
- Ты преподаёшь в школе почти три десятка лет. Как справляешься с эмоциональным и профессиональным выгоранием?
Наверное, уже не справляюсь… Но совсем не выгореть помогает общение с родными и друзьями, «вылазки» на природу, путешествия далекие и близкие.
А ещё убеждение, как бы высокопарно это не звучало, что мой труд важен и нужен для будущего. В начале педагогической деятельности прочитала в каком-то журнале и запомнила стихотворение, иногда использую его в качестве мотиватора. Автора, к сожалению, не знаю, в интернете подписано «А.Николаев».
Дети — это чудо света,
Я его увидел сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе.
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее — дети.
Трудно с ними? Ну и пусть!
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
- Давай представим, что после школы ты выбрала другой вуз и получила другую специальность. Где бы ты сейчас могла работать и чем заниматься?
Я бы стала врачом, лечила бы людей. Меня интересовала медицина, в археологические экспедиции я всегда брала полностью укомплектованную аптечку для оказания первой помощи, и иногда это очень выручало.
- Что ты пожелаешь проекту «Подружись с итальянским!»
Желаю проекту оставаться таким же интересным и познавательным в постоянном развитии. Танечка, а тебе желаю новых замечательных идей, энергии и сил на их воплощение.
— Марина, спасибо огромное за такое душевное интервью. Поздравляю с днём рождения! Пусть у тебя будет много сил и времени, мотивированных и любознательных учеников, новых путешествий, неожиданных открытий и приятных впечатлений. До встречи!
_______________________
Если вы хотите задать Марине Стельмах вопрос или поделиться своими впечатлениями, пишите прямо под этим интервью, в поле для комментариев.
© Татьяна Трунова, январь 2022
Другие интервью с коллегами-преподавателями английского языка
- Интервью с Анной Муравьевой (Гусь-Хрустальный, Владимирская область). В интервью Анна рассказывает о современных тенденциях в преподавании иностранных языков, репетиторах и подготовке к ЕГЭ. А ещё о тех самых «ингредиентах», которые позволяют успешно осваивать любой предмет.
- Интервью с Екатериной Кушнир (Тюмень). Екатерина преподаёт английский язык в онлайн формате. В интервью она рассказывает о новых тенденциях и подходах в современном обучении иностранным языкам.
Публикации на моём авторском проекте «Дорогами Души»
- Интервью с Виктором Андреевичем Дорошенко. Это папа Марины. Он рассказывает о своих генеалогических исследованиях и даёт полезные советы всем, кто самостоятельно восстанавливает свою родословную.
- Посвящается Танаису — поэма, которую мы написали с Мариной в период работы в Нижне-Донской археологической экспедиции
Спасибо, Таня. Очень интересно.
Элени, благодарю!