Сегодня в гостях у нашей лингво-студии − моя коллега из Тюмени, онлайн-преподаватель английского языка Екатерина Кушнир
«Меня зовут Екатерина Кушнир. Я онлайн-преподаватель по английскому языку. В своей любимой профессии уже 20 лет, 5 из которых работаю исключительно со взрослыми, онлайн.
Мое окружение описывает меня как позитивную, открытую, целеустремленную личность, увлеченную любимым делом.
В работе для меня важно помогать людям приобрести желаемый навык как можно быстрее. Поэтому я постоянно повышаю квалификацию, изучаю и использую на своих занятиях самые современные подходы и методы обучения, существующие в настоящий момент.
В свободное от работы время мне нравится изучать итальянский язык, прогуливаться по нашей уникальной четырехуровневой тюменской набережной и замечательным паркам, посещать мастер-классы, путешествовать по России и за рубежом. Ведь никогда не знаешь, когда, где и благодаря кому тебя посетит очередная идея, которая, будучи реализованной, сможет сделать твою жизнь еще насыщенней и ярче».
− Екатерина, добрый день. Очень рада встретиться с Вами на страницах лингво-студии. Знаю, что в Вашей жизни иностранные языки занимают не последнее место: английский Вы преподаете, итальянский изучаете сами. Думаю, нашим читателям будет интересно узнать о новых тенденциях и подходах в современном обучении иностранным языкам.
______________________________
Давайте познакомимся
- Где Вы изучали и практиковали английский язык?
У меня высшее педагогическое образование. В 2001 году я окончила Сургутский педагогический университет по специальности «учитель английского и немецкого языков», поэтому основную практику, как языковую, так и педагогическую, я получила именно в стенах своего вуза.
После защиты диплома мне предложили остаться на кафедре иностранных языков и обучать студентов разных курсов и специальностей английскому языку. Так мои преподаватели через пару месяцев стали моими коллегами.
Это были эмоционально и информационно насыщенные 15 лет работы. Ведь вуз – это передовые технологии, бесконечные научные исследования, курсы повышения квалификации, инновации, проекты и методические эксперименты.
Кроме того, мне очень повезло с коллегами. У них я многому научилась как в профессиональном, так и личностном плане. Очень рада, что этот этап был в моей жизни, потому что, по сути, он и определил меня в профессии.
- Что Вас больше всего привлекает в процессе преподавания?
Будучи студенткой, однажды я прочла в одном из учебных текстов фразу, которая очень сильно врезалась мне в память: «Teaching is the most unboring job in the world». По-русски это звучит так: «Преподавание – это самая нескучная профессия в мире». Тогда мне не очень был понятен ее глубинный смысл, но сейчас, через 20 лет, я подписываюсь под каждым ее словом.
Ведь каждый мой ученик — это неизведанная Вселенная (иногда и для него самого), которую с искренним интересом я открываю для себя на каждом занятии. Разный возраст, разные интересы, разный жизненный и профессиональный опыт делает каждую нашу встречу незабываемой. Иначе говоря, это праздник каждый день! И это не про профессию, это про жизнь.
- Какими качествами должен обладать учитель, чтобы быть успешным в работе со взрослыми учениками?
Прежде всего, учителю необходимо помнить об основном постулате андрагогики, науки об обучении взрослых: нужно сломить в себе авторитарного учителя, навязывающего свои методы. Мы должны стоять с нашими учениками наравне. У нас мнение – у них мнение, у нас опыт – у них опыт. От того, насколько мы будем гибкими, корректными и готовыми принять нашего взрослого ученика с его огромным багажом прошлого учебного опыта и личностными особенностями, будет зависеть успешность всего процесса обучения.
И здесь важна личная проработанность, то есть умение понимать и принимать себя, знать собственные границы, постоянный личностный и профессиональный рост. Иначе говоря, «взрослость» самого учителя.
Преподавание английского языка
- Многие преподаватели не решаются перейти от работы оффлайн в режим онлайн. Что помогло Вам сделать этот шаг? Какие плюсы Вы видите в этом формате для себя и своих учеников?
Известный американский актер Уилл Смит однажды сказал: «Все самые лучшие вещи в жизни лежат по ту сторону наших страхов». Лично для меня мотивацией на преодоление моих страхов является осознание того, что каждый новый навык, личностный или профессиональный, делает меня более сильной и независимой. И чем раньше я его приобрету, тем дольше смогу им пользоваться, тем более качественной будет моя жизнь.
Если же говорить непосредственно об онлайн-обучении, думаю, не стоит никого убеждать, что за ним будущее. И это уже свершившийся факт, особенно когда речь идет об обучении взрослых, то есть людей, у которых каждая минута на счету.
Возможность выйти на связь из офиса, ближайшего тайм-кафе или бабушкиного сада (такое тоже было!) позволяет экономить время на дорогу. Вы занимаетесь в комфортных условиях. Занятия можно не прерывать, даже если намечается отпуск или командировка. Для меня же это возможность совмещать путешествия и работу, учиться у лучших, поддерживать связь с коллегами по всему миру.
- На Ваш взгляд, каковы слагаемые успешного овладения любым иностранным языком?
На самом деле, есть один ключевой принцип, который находит свое отражение во всех остальных. Это ОСОЗНАННОСТЬ. Необходимо понимать, где вы находитесь, куда вы хотите прийти, какие методы, подходы и форматы позволят вам преодолеть этот путь максимально быстро и эффективно.
Очень важно, чтобы материал, который используется для обучения, был вам интересен. Язык должен эмоционально проживаться. Только в этом случае наш мозг будет расценивать эту информацию как нужную и важную для запоминания
В изучении языка обязательно должна быть СИСТЕМА. Необходимо вырабатывать свой собственный ритм занятия языком. Он будет зависеть от ваших целей, но он обязательно должен быть.
Есть ещё один элемент, который зачастую оказывает решающую роль для успешности овладения языком. Это ТЕРПЕНИЕ. Одна из самых частых фраз, которую я говорю своим ученикам: «Rome wasn’t built in a day». Русский эквивалент этой поговорки мы хорошо знаем: «Москва не сразу строилась».
- Изучение иностранного языка это не спринт, а марафон. Как Вы поддерживаете мотивацию у своих взрослых учеников?
Так и есть. Мотивация — девушка капризная: захотела — пришла, захотела — ушла. Результат создается ПРИВЫЧКОЙ, которую необходимо вырабатывать. При этом не нужно быстро, интенсивно, круто, мощно. Достаточно всего лишь РЕГУЛЯРНО.
Необходимо научиться создавать для себя мини-потоки. Это когда вы берете то, что вам очень нравится, и привязываете это к тому, что хотите освоить. И постепенно, СЛЕГКА выходя из зоны комфорта, без стресса, который может легко свести все усилия на нет, вы продвигаетесь к своей цели. В своем собственном темпе, со своими собственными результатами
- С какими мифами об изучении английского языка Вы сталкиваетесь чаще всего?
На самом деле их много. Перечислю наиболее частые из них и кратко прокомментирую.
- У меня нет способностей к языкам. — Но ведь на родном языке вы говорите, верно?
- Выучить язык можно только за границей. — Опыт полиглотов доказывает, что это не так.
- Если я буду говорить с ошибками, надо мной будут смеяться. — Пока поверьте на слово: не будут. А в перспективе работайте над снижением перфекционизма и независимой самооценкой.
Кстати, об ошибках
«Errore − sbaglio» − так называется одна из статей, опубликованных в нашей лингво-студии. В статье рассматриваются два синонима, которые служат для обозначения ошибки в итальянском языке. Мы ведь с вами прекрасно знаем, что иногда допускаем ошибки из-за отсутствия знаний, а иногда − из-за элементарной невнимательности.
- Какие вопросы Вам чаще всего задают взрослые ученики?
Как быстро я выучу английский язык? – Дело в том, что время освоения нового навыка зависит от расстояния и скорости, с которой вы будете двигаться. Поэтому очень важно понимать где вы находитесь и куда хотите прийти.
Как найти время для изучения языка? Честно ответить себе на вопрос о том, насколько изучение языка находится в зоне ваших приоритетов.
Если ответ «НЕТ», то закрываем для себя этот вопрос до лучших времен.
Если ответ «ДА», то в течение нескольких дней проводим поминутный хронометраж. По его результатам выявляем своих «пожирателей времени» и определяем, от чего мы готовы отказаться в пользу английского. Также мы можем рассмотреть вариант совмещения. Например, в поездке общественным транспортом или в качестве пассажира автомобиля с помощью приложений мы можем изучать слова, смотреть видео, слушать подкасты и т.д.
Какие слова учить? – Те, которые соответствуют вашим целям. Например, если вам нужен английский для путешествий, значит, на начальном этапе учите базовые разговорные клише (в отеле, ресторане, магазине), ответы на часто задаваемые вопросы (откуда вы, чем вы занимаетесь, как проводите свободное время и т.д.)
- Исходя из Вашего многолетнего опыта, какие основные ошибки в организации занятий по иностранному языку допускают взрослые ученики?
«Ложные» цели: изучать язык, потому что все учат. Нет внутреннего принятия ценности навыка именно для вас.
Отсутствие четкого понимания того, где человек находятся (в языковом плане) и куда хочет прийти.
Несоответствие плана действий конечной цели. Это когда человек хочет говорить на языке, а по факту без конца делает упражнения по грамматике.
Мотивация на результат подменяется мотивацией на времяпрепровождение, в результате чего отсутствует система, а, следовательно, результат.
Неверие в то, что результат достижим.
Начинать изучение языка с «нуля» с носителем. При таком подходе не учитываются нейрофизиологические особенности освоения иностранного языка взрослыми. Как результат, у человека возникают стресс, злость, разочарование. Поэтому на начальном этапе лучше изучать язык с преподавателем, который говорит на вашем родном языке.
- Какой подход и какие методы работы Вы используете на своих занятиях для достижения максимального результата?
В настоящее время в своей работе я реализую подход «language leading approach» (ведение сквозь язык), предложенный Ольгой Филатовой. Он включает в себя элементы языкового коучинга, менторинга и непосредственно обучения языку.
Поговорим о понятиях
ЯЗЫКОВОЙ КОУЧИНГ это решение конкретной языковой задачи. Ученик пришел, вы с ним обсудили его цели и задачи. Человек ушел мотивированный, с четким пониманием того, что и как ему делать в ближайшей перспективе. Здесь взаимодействие краткосрочное. Учитель выступает в качестве «вдохновителя», «пожарника», спасателя, а иногда даже «злого сержанта».
ЯЗЫКОВОЙ МЕНТОРИНГ это помощь в прохождении языкового пути. Ученик пришел, вы обсудили цели и задачи обучения. Человек получил пошаговый план действий на каждый день и вы попрощались до следующей недели. В этом случае взаимодействие уже более длительное. Учитель выступает в роли «проводника» в методиках и информации.
Под НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ ЯЗЫКУ понимается изучение его предметной стороны: лексики, грамматики, практики чтения, письма, аудирования и говорения.
Ольга Филатова, которая является автором подхода «language leading approach», формулирует его основные постулаты следующим образом:
- Выявление истинной мотивации взрослого ученика
- Отход от стандартного планирования курса, фокусировка на ученике и его запросе + микс из разных методик
- Регулярный «тюнинг» учебного процесса (образно говоря, держим руку на «пульсе» в процессе взаимодействия с учеником постоянно, а не только когда возникает проблема)
На мой взгляд, только такой комплексный подход, адаптированный под каждого конкретного ученика с учетом его учебного багажа, личностных особенностей и целей, является максимально эффективным и результативным.
- Одним из Ваших любимых форматов является микрообучение. Расскажите, пожалуйста, о нем чуть подробнее. В чем преимущество данного подхода перед традиционным?
Прежде всего необходимо отметить, что специфика данного формата отражается в содержании занятия. Берется ОДНА структура и несколько новых слов, и потом все это практикуется в разных контекстах для наилучшего запоминания. К микрообучению также можно отнести занятия длительностью 15-30 минут.
Преимущества данного формата обучения очевидны. Отсутствует перегрузка информацией и языковыми деталями. Содержание более сфокусировано и понятно, что облегчает его запоминание. Результат ощущается на каждом занятии и ученик становится более мотивированным.
- Чем определяется выбор материалов и ресурсов, которые Вы используете на своих занятиях?
В первую очередь, интересами моих учеников. Язык должен быть «живым», то есть актуальным именно в каждом конкретном случае. Если это начальный уровень, то материал подбираю я, исходя из предварительной беседы с учеником. На более высоких уровнях ученики уже сами предлагают к обсуждению то, что им интересно.
Кстати, одно из преимуществ онлайн-обучения, которое я не упомянула, состоит в том, что все материалы у опытного преподавателя находятся под «рукой». В своей необъятной коллекции ресурсов я могу быстро найти нужный мне сайт, статью или онлайн-игру, если необходимость в ней возникнет во время занятия. И мои ученики это очень ценят.
- Что Вы вкладываете в понятие «идеальный ученик»?
«Идеальных учеников», как и учителей, не бывает. Но есть ученики осознанные. Их шансы прийти к намеченному результату очень высоки.
Как я уже говорила, понимание истинной цели и мотивации изучения языка, четкое видение результата, движение в собственном темпе, терпение, независимая самооценка, а, самое главное, честность перед самим собой – вот, что является самым сложным в изучении языка, а вовсе не Present Perfect.
- Как Вас находят новые ученики?
Прежде всего, конечно, работает «сарафанное» радио. Однако в эпоху Интернета, основным местом моего присутствия в сети является проект «Mindful English с Екатериной Кушнир» в ВК (@mindful_english).
Также регулярно провожу как онлайн, так и офлайн встречи, пишу экспертные посты по изучению английского языка. Кроме того, я развиваю еще два проекта.
Проекты Екатерины Кушнир
- «English Lego». Это серия мини-уроков на 10-15 минут по разным темам и уровням с возможностью выбора. В основу проекта как раз и заложен принцип микрообучения.
- Разговорный онлайн-клуб «A Cup of English» для взрослых со средним и высоким уровнем знания английского языка.
Хобби и увлечения
- Вы самостоятельно осваиваете итальянский язык. Если не секрет, с какой целью?
Красота и мелодичность итальянского языка притягивали меня всегда. Но осознанное решение начать его изучать появилось у меня в моей первой поездке по стране несколько лет назад. Проведя в Италии всего несколько дней, я поняла, что, если мне хочется увидеть что-то большее, чем основные туристические достопримечательности, необходимо учить язык.
Кроме этого, когда говоришь на языке местного населения, люди реагируют на тебя совершенно по-другому. Ведь как справедливо отметил Нельсон Мандела: «Если вы поговорите с человеком на языке, который он понимает, вы обращаетесь к его голове. Если вы говорите с ним на его родном языке, вы обращаетесь к его сердцу». А это уже совершенно другое качество общения.
Однако, это не единственные причины, которые мотивируют меня на изучение итальянского. Помимо всего прочего, лично для меня это отдых, возможность переключиться. Изучая еще один иностранный язык, я шлифую свои навыки самостоятельной работы и частенько демонстрирую их своим ученикам, которые живо интересуются, как я справляюсь с теми трудностями, которые актуальны и для них.
Ну, а про то, что, владея итальянским даже на среднем уровне, вы сможете неплохо понимать испанский, язык, на котором, по последним подсчетам, говорят более полмиллиарда человек в мире, думаю, и упоминать не стоит. Вот такое сочетание пользы и удовольствия в моем случае.
- Вы любите путешествовать. На Ваш взгляд, что общего между путешествиями и преподаванием иностранного языка?
Татьяна, Вы знаете, я бы не стала разделять эти понятия. Для меня и то, и другое это жизнь, просто разные формы ее проявления. И там, и там я знакомлюсь с новыми людьми, с кем-то мы становимся друзьями, а с кем-то проходим определенный этап и расстаемся, возможно, чтобы встретиться вновь.
Для успешности в профессии, как и для удачного путешествия, важно проявлять высокий уровень эмпатии, искренне интересоваться тем, что или кто есть перед тобой, стараться понять, узнать, обменяться тем лучшим, что у вас есть.
Для меня, как в работе, так и в путешествиях, это про людей. Любое занятие или поездка окрашены теми эмоциями и смыслами, которые придают им люди. И там, и там у меня возникает масса идей — что я могу сделать для того, чтобы стать лучше, как личность и как профессионал.
В моем случае это источники вдохновения и энергии, в которых я вижу смысл своей жизни, миссию, если хотите. В преподавании – своим опытом и знаниями помогать людям приобретать желаемый навык, в путешествиях – трансформировать и совершенствовать себя как личность.
- Что Вы пожелаете читателям и гостям проекта «Подружись с итальянским!»?
Друзья, помните о том, что даже при наличии огромного количества доступных ресурсов для самоообучения, выучить язык самостоятельно могут лишь единицы. Поэтому если вы цените время, свой самый главный и невосполнимый ресурс, дорога неизбежно приведет вас к учителю. К человеку, который, взяв вас за руку или просто указав вам нужное направление и чуть корректируя, чтобы вы не сбились с пути, поможет преодолеть его значительно быстрее.
Но, прежде, чем отправиться в это путешествие, полное удивительных открытий, постарайтесь честно ответить себе на вопрос: а почему для меня это ВАЖНО? И если, действительно, важно, то дайте публичное обещание, чтобы подкрепить принятое решение. Занимайтесь языком на регулярной основе, и обязательно найдите единомышленников, которые вас поддержат. Будьте настойчивы и терпеливы. И всё у вас обязательно получится!
− Екатерина, большое спасибо за интервью. Желаю Вашим проектам успешного развития, а Вам — увлекательных путешествий, интересных встреч, реализации творческих идей и новых открытий в итальянском языке. Всегда рада видеть Вас на проекте «Подружись с итальянским!»
_______________________
Если вы хотите задать Екатерине вопрос или поделиться своими впечатлениями, пишите прямо под этим интервью, в поле для комментариев.
© Татьяна Трунова, март 2020
Другие интервью с преподавателями английского языка
- Интервью с Анной Муравьевой (Гусь Хрустальный, Владимирская область). Анна рассказывает о современных тенденциях в преподавании иностранных языков, репетиторах и подготовке к ЕГЭ. А также о тех самых ингредиентах успеха, которые позволяют успешно осваивать любой предмет.
- Интервью с Ольгой Соколовой (Челябинск). Ольга делится своим опытом работы с малышами. Она рассказывает о том, как сделать изучение иностранного языка увлекательным и запоминающимся. А ещё Ольга дает полезные советы родителям, которые выбирают языковые курсы для своего ребенка.
- Интервью с Наталией Дворниковой (Владимир). Как совместить работу и увлечения — преподавание с пением и литературным творчеством? Может ли знание иностранного языка мешать в повседневной жизни? Об этом и многом другом как раз и рассказывает Наталия в интервью. И дает полезные советы начинающим учителям иностранного языка.