24 февраля 2018 года я приняла участие в работе методического семинара «Игры, игровые приемы и методы на уроках итальянского языка».
Организатором семинара выступила российская Ассоциация преподавателей итальянского языка (AILI), членом которой я являюсь. Семинар открыл цикл встреч для преподавателей по теме «Инструменты изучения итальянского языка».
Теоретическая часть
Первая часть семинара была теоретической. Джузеппе Ло Порто, руководитель Отдела образования Генерального Консульства Италии, обсудил с нами ряд интересных вопросов, на которые рядовой преподаватель порой даже не обращает внимания в повседневной работе.
- В чем разница между игрой и упражнением?
- Какова стратегическая роль, цели и функции игры при изучении иностранного языка?
- Каких ключевых концепций следует придерживаться при выборе и организации игр на занятиях?
- Как выяснить ведущий канал восприятия у своих студентов?
Синьор Ло Порто поделился своим собственным опытом проведения игр на занятиях по итальянскому языку. И все это чисто по-итальянски — жестикулируя, с шутками и искрометным юмором.
Практическая часть
Вторая часть семинара была чисто практической. Ее вела Екатерина Крамкова, координатор Ассоциации преподавателей итальянского языка в Санкт-Петербурге, соавтор проекта по групповому обучению итальянскому языку в формате онлайн Nonsoloitaliano.
Одна из специализаций Екатерины — игровые технологии в процессе преподавания итальянского языка.
Екатерина продемонстрировала на конкретных примерах, каким образом можно проводить в классе самые разные обучающие игры. Мы поиграли и в групповые игры, и в парные.
Было забавно смотреть на участников: взрослые люди, преподаватели ведущих вузов страны и частных лингвистических школ, с детской непосредственностью торопились быстрее дать правильный ответ и избавиться от «бомбы», которая могла взорваться в любой момент. Или игра, которая в России называется «Показуха», когда при помощи жестов нужно изобразить слово, написанное на карточке. И кто сказал, что со взрослыми играть не рекомендуется? Еще как рекомендуется! Потому что именно вот в таком расслабленном состоянии и идет самое эффективное усвоение, повторение и закрепление лексики и грамматики.
А ещё в выступлении Екатерины была масса полезной информации. Подробная классификация игр. Учебные и методические пособия (ровно половина из них у меня есть!). Факторы, которые следует учитывать при отборе игры. Места, где можно приобрести уже готовые игры. Советы по проведению игры и «подводные камни», с которыми может столкнуться преподаватель.
Я тоже использую игры на своих занятиях. Правда, не так часто, как хотелось бы, порой просто не позволяет время. Однако во время вчерашней встречи еще раз убедилась: стОит больше играть. Пожалуй, нужно опять вернуться к той практике, которая у меня в последние годы немного отошла на задний план — конструировать игры из любого «подручного» материала и чаще использовать их на занятиях.
Уважаемые коллеги, от всей души благодарю за такой ценный семинар – динамичный, практичный, интересный и очень полезный. До новых встреч!
© Татьяна Трунова, февраль 2018
Опыт коллег
- Культурологические и страноведческие аспекты в изучении итальянского языка: опыт коллег. — в статье дается краткий обзор выступлений, сделанных преподавателями московских учебных заведений
- Imparare l’italiano con i podcast: pro e contro — преподаватель из Санкт-Петербурга Паоло Беттони поделился своим опытом работы с подкастами при обучении итальянскому языку
Публикация на моём авторском проекте «Дорогами Души»
- Что наша жизнь? Игра! — стихотворение о том, что наша жизнь напоминает игру
Татьяна, спасибо за обзор мероприятия. Решила, что загляну одним глазком, и не смогла остановиться.
Да, согласна, игры полезны для детей и взрослых. Вообще я сторонник комбинирования различных форм обучения.
Игры хороши тем, что позволяют работать с материалом активно, даже самые-самые «тихони» выходят из зоны комфорта и включаются в этот процесс. Яркие эмоции создают надежные маячки памяти, как в плане обучения, так и в плане отношения к предмету.
Аня, благодарю!
Да, я тоже использую самые разные формы и методы обучения даже в рамках одного и того же занятия. Ученики-то совершенно разные — с разными запросами, с разными ведущими каналами восприятия информации, с разным темпераментом.
Полностью с тобой согласна насчет эмоциональных «якорей». Это, действительно, удовольствие и от обучения в процессе игры, и от чисто человеческого общения.
Соглашусь с основными тезисами обзора и предыдущего комментария 🙂 Мы часто так серьезно относимся к обучению и забываем о том, что в игре, через игру можно в разы быстрее понять что-то и запомнить. В душе все любят игры 😉 Замечательно, что этот прием используется современными преподавателями.Спасибо, Татьяна!
Лена, спасибо! Да, через игру материал усваивается легче и быстрее. Плюс интерес, азарт и масса удовольствия от самого процесса )))