В конце января 2020 года в Москве состоялась очередная встреча членов Ассоциации преподавателей итальянского языка. Семинар был посвящен культурологическим и страноведческим материалам, которые можно использовать на занятиях.
Предварительно было заявлено пять тем, однако выступили только четверо коллег. И в этом очерке я хочу сделать краткий обзор выступлений.
«Страноведение Италии в средней школе в игровой форме»
Мария Михайловна Белова преподает итальянский в качестве второго иностранного языка в одной из московских школ. Она рассказала о том, какие формы работы использует на уроках и как поддерживает мотивацию подростков.
Мария Михайловна поделилась своим опытом разработки и организации ролевых игр. Это может быть экскурсия по Риму, где есть свои «гиды» и «туристы». Или модель ресторана с «официантами», «посетителями», меню и одноразовой посудой. По мнению преподавателя, при подготовке подобных уроков важны такие аспекты, как наличие сюжета, краткость инструкции, визуальный ряд и опорные слова, которые помогают отрабатывать нужный материал.
«Культурологические аспекты в изучении итальянского языка»
Ирина Алексеевна Журавлева преподает в Российско-итальянском учебно-научном центре РГГУ. Она показала, каким образом можно включать в занятия материал по культуре и страноведению на самых разных уровнях изучения итальянского языка. Также она дала несколько ссылок на видеоресурсы.
Ирина Алексеевна предлагает знакомить студентов с культурой Италии с самых первых занятий. Для тех, кто владеет итальянским, не составит труда понять, почему на слайде указаны слова «ira» и «gallina».
Ирина и Галина
«Ira» в итальянском языке означает гнев, а «gallina» — курицу. Вот почему в Италии женщинам по имени Ирина лучше представляться именно так, полным именем — Ирина. А вот Галинам , наоборот, лучше представляться именем Галя. Согласитесь, весьма полезно знать такие тонкости перед поездкой в Италию?
«Cтиль эпохи, авторский стиль: способы мотивации и контроля студентов-педагогов на занятиях по итальянской литературе»
Татьяна Александровна Быстрова, доцент кафедры романской филологии института иностранных языков МГПУ, поделилась своим опытом работы со студентами на занятиях по итальянской литературе.
Татьяна Александровна рассказала, что в университете проводятся лекции с просмотром видео и различные виды практических занятий. Это чтение текстов вслух с комментариями; просмотр фильмов, посвященных авторам художественных произведений; подготовка докладов, презентаций, мини-лекций, совместное чтение и анализ текстов, сопоставление текстов и их стилистический анализ.
«Лингвострановедческие материалы на улицах итальянских городов»
Евгения Александровна Литвин, старший преподаватель ШАГИ РАНХиГС, показала разнообразные аутентичные текстовые и пиктографические надписи, которые можно встретить на улицах итальянских городов. Это граффити, объявления, афиши, дорожные знаки и т.д.
Евгения Александровна не просто представила эти материалы, но и продемонстрировала возможные методы работы с ними. Например, придумать название и объяснить его. Причем, здесь нужно смотреть не только на соответствие теме и благозвучие, но и обязательно учитывать культурно-исторический контекст.
Также Евгения Александровна особое внимание уделила граффити. Она показала, что при помощи этих надписей можно изучать самые разные грамматические конструкции современного итальянского языка.
_____________________
От всей души благодарю коллег за интересные выступления, а Ирину Букрееву — за организацию этого полезного мероприятия. Коллеги, до новых встреч!
© Татьяна Трунова, февраль 2020
Рекомендую почитать
- Поэзия на занятиях по итальянскому языку. В статье освещаются лингвистический, культурологический и игровой аспекты при использовании поэтических текстов в изучении итальянского языка.
- «Tutte le strade portano a Roma». В статье рассказывается, откуда пошла эта поговорка, что она означает, как назывались древнеримские дороги и где их можно отыскать в современном Риме.
- L’Arena di Verona. Очерк посвящен крупнейшему амфитеатру, который действует до сих пор – знаменитой веронской Арене.