27 марта отмечается Международный день театра. И сегодня я хочу рассказать об одном из самых известных итальянских театров. Это главная достопримечательность Вероны — амфитеатр, известный во всем мире под именем Арена (L’Arena di Verona).
Название театра происходит от латинского слова «arena», что переводится как «песок». Песком была покрыта сцена, где раньше шли различные представления.
Конструкция Арены
Арену построили в I веке за чертой города. Театр вмещал 25 тысяч зрителей и по своим размерам уступал лишь римскому Колизею и амфитеатру в Капуе.
В настоящее время от наружного овального кольца сохранился один-единственный фрагмент. Он показывает, что фасад амфитеатра был сложен из очень прочной кладки. Она состояла из камня, цемента, речной гальки, кусков кирпича и называлась «опус цементикум».
Внутри по всему периметру для зрителей было высечено 44 лестничных ряда из так называемого «веронского мрамора», вальполичеллы. Исследователи считают, что памятник хорошо сохранился по двум причинам.
Во-первых, благодаря тщательному выбору строительного материала (например, театры в Падуе и Римини, сложенные не из камня, а из кирпича, разрушились). Во-вторых, была хорошо продумана гидросистема, собиравшая и отводившая воду из этой «каменной горы».
Внутри амфитеатр состоял из платеи и кавеи. Платея это места для зрителей, расположенные перед сценой. Кавея это места в амфитеатре, то есть на лестнице. Туда можно было попасть через специальные проходы, называемые «вомиториями».
Из истории Арены
В античности здесь проходили гладиаторские бои (в Вероне существовала известная школа гладиаторов) и цирковые спектакли. А еще проводились морские бои — навмахии. Для этого сцену целиком заливали водой.
В средние века на Арене сжигали еретиков. В XVIII-XIX вв. здесь проводили очень популярные бои с быками, цирковые представления, театральные спектакли и даже запускали монгольфьеры.
В XIX веке на Арену приходит опера. Одним из первых оперных спектаклей на этой сцене стал «Севильский цирюльник» Джакомо Россини.
В 1913 году Италия праздновала 100-летие со дня рождения Джузеппе Верди, и его «Аида» была дана на веронской Арене. Веронцы соорудили декорации, оборудовали места для зрителей. Об электрическом освещении позаботился местный военный гарнизон. Трехмерные декорации архитектора Эттори Фаджиноли произвели настоящую сенсацию. Спектакль привлек внимание всей культурной Европы.
И с тех пор в июле-августе ежегодно проводится Веронский оперный фестиваль. Если вы хотите туда попасть, то билеты и гостиницу нужно бронировать уже сейчас.
Современная Арена
Современная Арена считается крупнейшим оперным театром мира. На ее подмостках идут оперы Джузеппе Верди («Аида», «Тоска», «Набукко», «Травиата», «Риголетто», «Трубадур»), Жоржа Бизе («Кармен») и Джакомо Пуччини («Турандот», «Мадам Баттерфляй»). Все объявления до и после спектакля зрители слышат на четырех языках: итальянском, английском, немецком и французском.
Как в любом театре, здесь есть разные места. Внизу, в платее, стоят кресла и мягкие стулья. На кавее (лестнице) на нижних ярусах есть стулья со спинками. Однако большинство зрителей сидит на каменной лестнице в том секторе, который указан во входном билете.
Всего на Арене шесть секторов – А, В, C, D, E и F. Цены на билеты зависят от сектора, от спектакля и от дня недели. Например, по пятницам и субботам они немного выше.
Cпектакли обычно начинаются в 21.30. Вот почему зрителям вместе с программками предлагают крохотные свечки, чтобы даже в темноте можно было прочитать текст либретто. На всех представлениях в обязательном порядке присутствуют команды спасателей: пожарные, медики и МЧС.
Однажды мы разговорились о веронской Арене с мужем моей подруги-итальянки. Джованни рассказал, что проходил военную службу в веронском гарнизоне. И очень часто ему приходилось бывать в театре в качестве сотрудника спасательных служб. Разумеется, места были не самые удобные, зато посмотрел бесплатно все спектакли!
Декорации обычно стоят за пределами Арены и монтируются днем при помощи одного или двух подъемных кранов. Не все желающие попадают на спектакли. Однако днем, во время монтажа декораций для вечернего представления, можно за чисто символическую плату зайти на Арену.
Я была на веронской Арене несколько раз. В разные годы слушала в этом амфитеатре оперы «Набукко», «Трубадур» и «Турандот». А в 2007 году мне посчастливилось попасть на концерт Миланского Симфонического Оркестра. У пульта стоял сам маэстро Эннио Морриконе, легендарный итальянский дирижер, композитор и аранжировщик.
Если вы планируете побывать в Вероне — обязательно сходите на Арену!
© Татьяна Трунова, март 2018
Другие публикации о театре
- Итальянская «театральная» лексика в русском языке — в очерке рассказывается о том, какая «театральная» лексика античной эпохи до сих пор сохранилась в итальянском и русском языках
- «Fare il portoghese» — в статье объясняется, с какой целью в XIX веке некоторые жители Рима выдавали себя за португальцев
Достопримечательности Вероны
- День рождения Джульетты — в очерке приведены интересные факты, связанные с Джульеттой, героиней известной пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта»