В гостях у нашей лингво-студии — профессиональный дизайнер Мария Черная
Мария — мой деловой партнёр, мы успешно сотрудничаем уже несколько месяцев. Сегодня она делится очень интересным способом изучения иностранного языка.
«Меня зовут Мария Черная. Моя основная специальность — дизайнер, но я считаю для себя очень важным интересоваться и многими другими вещами, потому что для дизайнера мало знать только лишь о дизайне. Очень важно расширять сознание, чтобы приходили новые идеи. Дизайн граничит и хорошо сочетается с другими сферами деятельности, и это сочетание дает новые открытия на стыке разных сфер. Я стараюсь быть открытой миру, новым знаниям, идеям и информации».
В этой статье я хочу поделиться с вами одним очень интересным способом изучения иностранного языка, назовём его «методом карточек». О нем мне рассказал мой знакомый, который любит учить языки.
Эту систему можно представить как набор языковых карточек, которые изготавливаются обязательно вручную. Ее можно использовать для изучения чего угодно, и она превращает написание конспектов в увлекательную игру. Система позволяет создавать небольшие визуальные заметки, которые потом очень легко вспомнить.
Вообще я изучаю немецкий, но мне стало интересно, как это будет работать для итальянского языка. Поэтому специально для проекта «Подружись с итальянским!» я решила немного погрузиться в атмосферу этого чудесного и мелодичного языка, чтобы раскрыть маленькие «лайфхаки» этого метода. Вам также предстоит узнать много секретов самостоятельно, когда вы начнете пользоваться этой системой.
Материалы и инструменты
Для начала достаточно этих шести позиций. Все остальные инструменты — опционально. Но не стоит обзаводиться большим количеством ручек и линеек сразу, чтобы не уходить от главной цели — изучения языка.
Итак, нам понадобятся:
- Плотная бумага одного цвета. Я экспериментировала с разными цветами, но лучше всего выбирать светло-желтый, светло-голубой, светло-розовый и т. д., потому, что информация на них будет хорошо видна. Не спешите заводить карточки разных цветов. Это может показаться привлекательной идеей, но есть риск запутаться. Лучше сначала освоить сам навык ведения карточек.
- Простой карандаш и ластик. Иногда бывает очень удобно набросать схему карточки карандашом, и только тогда уже обвести ее ручками.
- Корректор нужен, чтобы исправлять небольшие помарки.
- Черная или синяя ручка. Читабельность должна оставаться в фокусе, и никто ещё не придумал варианта лучше, чем «темное на светлом».
- Цветная ручка понадобится для выделения правил.
- Маркер удобен для акцентирования.
Элементы дизайна
Как сторонница функционализма, я стремлюсь сделать свои карточки удобными в использовании. Их количество растет очень быстро, поэтому определенная система элементов дизайна поможет вам быстро ориентироваться в ваших графических конспектах.
Есть 4 основных момента, которые надо учесть, а все остальное — ваша фантазия с оглядкой на «юзабилити» и читабельность.
- Рамка ограничивает взгляд и делает композицию завершенной. Таким образом, взгляд фокусируется на изучаемой информации.
- Отметка темы. Написание карточек затягивает, поэтому у меня они появляются очень быстро. Чтобы быстро ориентироваться, можно ставить отметку возле края карточки. Эту отметку удобно сделать маркером. Также нужно прокрасить и боковой срез карточки, и тогда эти полоски будут хорошо видны, если мы посмотрим на стопку карточек с торца.
- Ориентация (горизонталь или вертикаль) должна быть одинаковой. На мой взгляд, лучше расположить лист вертикально, поскольку он удобнее ложится в ладонь, и размер 8 на 11 см идеален для этого.
- Название темы. У карточки обязательно должно быть название. Подсвечивать ее маркером — это хорошая практика, которая позволяет быстро находить нужные карточки.
Вот, пожалуй, и все нюансы, приступим к практике.
С чего начать?
Если вы занимаетесь с преподавателем, то лучше следовать логике изложения материала, дополняя ее собственными примерами. Изучение языка начинается с произношения и правил чтения. Я не буду освещать эту тему с точки зрения карточек, потому что произношение — это много слушать и говорить, и метод графического представления тут не очень поможет.
Нагляднее всего будет начать с местоимений. Это то, что должно быть всегда перед глазами. Вот так могут выглядеть варианты карточек итальянских местоимений.
Слева — вариант, который я сделала прямо по ходу чтения электронного конспекта. Вариант справа получился уже после того, как я немного углубилась в тему, которая оказалась достаточно обширна: в итальянском различают притяжательные местоимения и притяжательные прилагательные, а также ударные и безударные местоимения, и все они имеют разные окончания (женский и мужской род, множественное и единственное число).
В этой статье мы не будем углубляться в грамматику, моя цель — показать варианты, как одна и та же тема может быть законспектирована по-разному. Вариант кому-то покажется сложным, но, в то же время, он более полный. Лично я бы предпочла именно его, а вы выберете тот, который удобен именно вам. Или придумаете свой.
Делая карточку, я стараюсь оптимизировать информацию. Например, в правом варианте можно было бы добавить графу с указанием единственного или множественного числа, женского или мужского рода. Лично я не считаю необходимым это добавлять, итальянский язык достаточно интуитивен. Но если вам трудно даются какие-то моменты, то вы можете это предусмотреть в своих карточках.
Следующим этапом, изучая язык, я бы сделала глаголы. Они несут в себе основной смысл, а их окончания указывают на местоимения, которые в итальянском обычно опускаются.
Существуют три группы глаголов, и в основном они спрягаются по такой модели: к основе глагола просто подставляется нужная буква в соответствии с группой спряжения. Эту информацию также можно представить в двух вариантах.
На варианте слева таблица спряжений просто переписана с образца. Но если мы посмотрим внимательно, то увидим, что есть много повторений. Если снова оптимизировать информацию, то получится вариант справа, а внизу появляется дополнительное место для особенностей, на которые стоит обратить внимание, например, добавление букв или суффиксов.
Также нужно отметить, что у третьей группы глаголов есть подгруппа, которая спрягается с использованием суффикса –sc. В данном случае я написала значок третьей группы с восклицательным знаком в тех местах, где этот суффикс добавляется, а внизу — примеры таких глаголов.
Что еще можно сделать? Продолжая тему глаголов, не лишним будет иметь карточки модальных глаголов (слева), потому что они спрягаются не по правилам.
Карточка с вопросительными словами (справа) также пригодится. В данном случае я сделала их просто списком, но, возможно, вам захочется разбить вопросительные слова на 3—4 карточки, сопроводив их примерами. Все будет зависеть от того, как дает материал преподаватель.
Я обычно не пишу перевод, это стимулирует его запомнить. А имея под рукой электронный словарь, я всегда могу восстановить перевод в памяти. Поэтому писать его в карточках или нет — вопрос личного предпочтения.
Самое главное достоинство этого метода
Здесь нет никаких правил по группировке материала. Карточки создаются в контексте общения с преподавателем, с учетом особенностей вашего восприятия и вашего личного опыта. Лучше изучать язык вместе с преподавателем, это быстрее и эффективнее, ведь карточки сами по себе не заставят вас заговорить по-итальянски.
Этот метод — одна из граней изучения, он заставит заиграть ваше знание дополнительными красками, а опытный преподаватель направит обучение в нужное русло. Удачного изучения!
© Мария Черная, апрель 2017
_________________________________________
Дорогие друзья! Это пишу уже я, Татьяна. От всей души благодарю Марию за такой полезный материал. Судя по комментариям, тема очень актуальна.
И в связи с этим у меня к вам просьба. Наверняка кто-то из вас тоже использует карточки для систематизации материала, независимо от того, что вы изучаете. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своим опытом. Обязательно найдутся читатели, которых он заинтересует.
Советую почитать
- Как систематизировать учебный материал: советы преподавателя − в статье представлены несколько вариантов систематизации печатного материала
Помогаю систематизировать изученный материал
- Я регулярно провожу индивидуальные консультации по систематизации изученного материала. Мы вместе определяем самый удобный и комфортный для ученика формат. А затем смотрим, как его лучше и проще всего реализовать на практике.
Мария, спасибо! Приятно познакомиться в новой стороны.
Очень интересный и подробный материал. Беру на вооружение.
А почему нужно делать только вручную? Я эстетически больше люблю подобные вещи, сделанные на компьютере, а в рукописных путаюсь постоянно 🙁
Анна, на самом деле это вопрос личного предпочтения. Я предпочитаю делать именно вручную как письменную практику. А на компьютере все-таки возникает желание сделать «копипаст» из словаря )) Кроме того, чтобы компьютерные карточки эффективно работали, под рукой должен быть принтер, не у всех он есть. Но, конечно же, карточки вполне могут быть и сделанными в дизайнерских программах.
Мария, согласна. Когда отвечала, смотрела с позиции “я-ученик”, я дотошна в оформлении и просто копировать не буду, выправлю много раз, лично для меня будет много пользы и в компьютерном варианте. Но, если рассматривать с позиции “я-учитель”, то ученикам предложила бы делать вручную.
Аня, я тоже предложу ученикам сделать вручную. Потому что, когда пишешь, кроме визуального канала подключается кинестетический.
Благодарю! Очень интересно и талантливо! Структурированный материал всегда лучше воспринимается, знаю это из своего преподавательского опыта. А то, что карточки делаются вручную, для меня только плюс, моторика стимулирует процесс запоминания, особенно у детей)))
Анна, спасибо за комментарий! Да, моторика тут ключевой момент, прямо вербализировали мои мысли ))
Мария, благодарю! Попробую делать карточки предлагаемого размера, с ними удобнее работать, чем с листами формата А4, которые я развешивала по стенам:)
Слова с переводом на обратной стороне выписываю на маленькие карточки и по возможности просматриваю несколько раз день.
Ирина, спасибо за комментарий. Я думаю, что одно другое не исключает. В изучении языка все методы важны, нет такого, который будет работать хуже или лучше. Просто разные методы направлены на выработку разных навыков.
Мария, полностью согласна насчет важности разных методов в изучении языка. По этой причине преподаватель и должен владеть методикой (то есть совокупностью разных методов), чтобы использовать именно то, что лучше всего сработает в тот или иной момент.
Ирина, а ты можешь поделиться своими карточками? Кто знает, может, кто-то воспользуется твоим опытом.
Мария, спасибо, что поделились замечательным методом. Люблю когда информация имеет четкую структуру. И, конечно, красиво! Таня, спасибо за знакомство. Твой проект не перестает удивлять.
Елена, спасибо и Вам, я очень рада рассказать о своем опыте, и еще больше порадуюсь, если это кому-то поможет!
Лена, благодарю! Очень рада, что проект интересен даже тем людям, которые не изучают (пока! :))) итальянский язык.
Мария, хороший способ, и сразу видна рука дизайнера )
Только, конечно, почерк должен быть достаточно мелкий и при этом разборчивый.
А какая методика работы по таким карточкам, как вы их используете потом?
Спасибо, Константин! Почерк и стиль нарабатывается быстро при регулярной практике. И тут надо соблюдать баланс и не стремиться засовывать слишком большой объем в одну карточку. Насчет методики использования, я их просто часто пересматриваю. Особенно это удобно делать в метро, когда есть время.
Да, статья очень полезная! Всегда интересно узнавать методики, облегчающие обучение. Благодарю!
Наталья, благодарю!
Спасибо, Наталья!
Таня, спасибо! Люблю такую наглядность! Для меня такие таблицы, как краткий план к тексту. Очень удобно ими пользоваться.
Оля, благодарю! Это спасибо Марии, что поделилась своим опытом и так наглядно всё представила.
Спасибо, Ольга!
А я делаю карточки на компьютере. Пробовала в ручную, но все косо и криво. Причем все на компьютере сама писала, не копировала. Так что от ручных ничем не отличается.
Luciana, спасибо, что поделились своим опытом.
Я думаю, здесь у каждого свои предпочтения. Просто Мария по профессии художник-дизайнер и ей доставляет удовольствие не только изучение языка, но и сам процесс изготовления карточек :)))