В гостях у нашей лингво-студии − профессиональный дизайнер Мария Черная
Мария − мой деловой партнёр, мы успешно сотрудничаем уже несколько месяцев. Сегодня она делится очень интересным способом изучения иностранного языка.
«Меня зовут Мария Черная. Моя основная специальность − дизайнер, но я считаю для себя очень важным интересоваться и многими другими вещами, потому что для дизайнера мало знать только лишь о дизайне. Очень важно расширять сознание, чтобы приходили новые идеи. Дизайн граничит и хорошо сочетается с другими сферами деятельности, и это сочетание дает новые открытия на стыке разных сфер. Я стараюсь быть открытой миру, новым знаниям, идеям и информации».
В этой статье я хочу поделиться с вами одним очень интересным способом изучения иностранного языка, назовём его «методом карточек». О нем мне рассказал мой знакомый, который любит учить языки.
Эту систему можно представить как набор языковых карточек, которые изготавливаются обязательно вручную. Ее можно использовать для изучения чего угодно, и она превращает написание конспектов в увлекательную игру. Система позволяет создавать небольшие визуальные заметки, которые потом очень легко вспомнить.
Вообще я изучаю немецкий, но мне стало интересно, как это будет работать для итальянского языка. Поэтому специально для проекта «Подружись с итальянским!» я решила немного погрузиться в атмосферу этого чудесного и мелодичного языка, чтобы раскрыть маленькие «лайфхаки» этого метода. Вам также предстоит узнать много секретов самостоятельно, когда вы начнете пользоваться этой системой.
Материалы и инструменты
Для начала достаточно этих шести позиций. Все остальные инструменты − опционально. Но не стоит обзаводиться большим количеством ручек и линеек сразу, чтобы не уходить от главной цели − изучения языка.
Итак, нам понадобятся:
- Плотная бумага одного цвета. Я экспериментировала с разными цветами, но лучше всего выбирать светло-желтый, светло-голубой, светло-розовый и так далее, потому, что информация на них будет хорошо видна. Не спешите заводить карточки разных цветов. Это может показаться привлекательной идеей, но есть риск запутаться. Лучше сначала освоить сам навык ведения карточек.
- Простой карандаш и ластик. Иногда бывает очень удобно набросать схему карточки карандашом, и только тогда уже обвести ее ручками.
- Корректор нужен, чтобы исправлять небольшие помарки.
- Черная или синяя ручка. Читабельность должна оставаться в фокусе, и никто ещё не придумал варианта лучше, чем «темное на светлом».
- Цветная ручка понадобится для выделения правил.
- Маркер удобен для акцентирования.
Элементы дизайна
Как сторонница функционализма, я стремлюсь сделать свои карточки удобными в использовании. Их количество растет очень быстро, поэтому определенная система элементов дизайна поможет вам быстро ориентироваться в ваших графических конспектах.
Есть 4 основных момента, которые надо учесть, а все остальное − ваша фантазия с оглядкой на «юзабилити» и читабельность.
- Рамка ограничивает взгляд и делает композицию завершенной. Таким образом, взгляд фокусируется на изучаемой информации.
- Отметка темы. Написание карточек затягивает, поэтому у меня они появляются очень быстро. Чтобы быстро ориентироваться, можно ставить отметку возле края карточки. Эту отметку удобно сделать маркером. Также нужно прокрасить и боковой срез карточки, и тогда эти полоски будут хорошо видны, если мы посмотрим на стопку карточек с торца.
- Ориентация (горизонталь или вертикаль) должна быть одинаковой. На мой взгляд, лучше расположить лист вертикально, поскольку он удобнее ложится в ладонь, и размер 8 на 11 см идеален для этого.
- Название темы. У карточки обязательно должно быть название. Подсвечивать ее маркером − это хорошая практика, которая позволяет быстро находить нужные карточки.
Вот, пожалуй, и все нюансы, приступим к практике.
С чего начать?
Если вы занимаетесь с преподавателем, то лучше следовать логике изложения материала, дополняя ее собственными примерами. Изучение языка начинается с произношения и правил чтения. Я не буду освещать эту тему с точки зрения карточек, потому что произношение − это много слушать и говорить, и метод графического представления тут не очень поможет.
Нагляднее всего будет начать с местоимений. Это то, что должно быть всегда перед глазами. Вот так могут выглядеть варианты карточек итальянских местоимений.
Слева − вариант, который я сделала прямо по ходу чтения электронного конспекта. Вариант справа получился уже после того, как я немного углубилась в тему, которая оказалась достаточно обширна: в итальянском различают притяжательные местоимения и притяжательные прилагательные, а также ударные и безударные местоимения, и все они имеют разные окончания (женский и мужской род, множественное и единственное число).
В этой статье мы не будем углубляться в грамматику, моя цель − показать варианты, как одна и та же тема может быть законспектирована по-разному. Вариант кому-то покажется сложным, но, в то же время, он более полный. Лично я бы предпочла именно его, а вы выберете тот, который удобен именно вам. Или придумаете свой.
Делая карточку, я стараюсь оптимизировать информацию. Например, в правом варианте можно было бы добавить графу с указанием единственного или множественного числа, женского или мужского рода. Лично я не считаю необходимым это добавлять, итальянский язык достаточно интуитивен. Но если вам трудно даются какие-то моменты, то вы можете это предусмотреть в своих карточках.
Следующим этапом, изучая язык, я бы сделала глаголы. Они несут в себе основной смысл, а их окончания указывают на местоимения, которые в итальянском обычно опускаются.
Существуют три группы глаголов, и в основном они спрягаются по такой модели: к основе глагола просто подставляется нужная буква в соответствии с группой спряжения. Эту информацию также можно представить в двух вариантах.
На варианте слева таблица спряжений просто переписана с образца. Но если мы посмотрим внимательно, то увидим, что есть много повторений. Если снова оптимизировать информацию, то получится вариант справа, а внизу появляется дополнительное место для особенностей, на которые стоит обратить внимание, например, добавление букв или суффиксов.
Также нужно отметить, что у третьей группы глаголов есть подгруппа, которая спрягается с использованием суффикса –sc. В данном случае я написала значок третьей группы с восклицательным знаком в тех местах, где этот суффикс добавляется, а внизу − примеры таких глаголов.
Что еще можно сделать? Продолжая тему глаголов, не лишним будет иметь карточки модальных глаголов (слева), потому что они спрягаются не по правилам.
Карточка с вопросительными словами (справа) также пригодится. В данном случае я сделала их просто списком, но, возможно, вам захочется разбить вопросительные слова на 3-4 карточки, сопроводив их примерами. Все будет зависеть от того, как дает материал преподаватель.
Я обычно не пишу перевод, это стимулирует его запомнить. А имея под рукой электронный словарь, я всегда могу восстановить перевод в памяти. Поэтому писать его в карточках или нет − вопрос личного предпочтения.
Самое главное достоинство этого метода
Здесь нет никаких правил по группировке материала. Карточки создаются в контексте общения с преподавателем, с учетом особенностей вашего восприятия и вашего личного опыта. Лучше изучать язык вместе с преподавателем, это быстрее и эффективнее, ведь карточки сами по себе не заставят вас заговорить по-итальянски.
Этот метод − одна из граней изучения, он заставит заиграть ваше знание дополнительными красками, а опытный преподаватель направит обучение в нужное русло. Удачного изучения!
© Мария Черная, апрель 2017
_________________________________________
Дорогие друзья! Это пишу уже я, Татьяна. От всей души благодарю Марию за такой полезный материал. Судя по комментариям, тема очень актуальна.
И в связи с этим у меня к вам просьба. Наверняка кто-то из вас тоже использует карточки для систематизации материала, независимо от того, что вы изучаете. Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своим опытом. Обязательно найдутся читатели, которых он заинтересует.
Советую почитать
- Как систематизировать учебный материал: советы преподавателя − в статье представлены несколько вариантов систематизации печатного материала
Помогаю систематизировать изученный материал
- Я регулярно провожу индивидуальные консультации по систематизации изученного материала. Мы вместе определяем самый удобный и комфортный для ученика формат. А затем смотрим, как его лучше и проще всего реализовать на практике.
Мария, спасибо! Приятно познакомиться в новой стороны.
Очень интересный и подробный материал. Беру на вооружение.
А почему нужно делать только вручную? Я эстетически больше люблю подобные вещи, сделанные на компьютере, а в рукописных путаюсь постоянно 🙁
Анна, на самом деле это вопрос личного предпочтения. Я предпочитаю делать именно вручную как письменную практику. А на компьютере все-таки возникает желание сделать «копипаст» из словаря )) Кроме того, чтобы компьютерные карточки эффективно работали, под рукой должен быть принтер, не у всех он есть. Но, конечно же, карточки вполне могут быть и сделанными в дизайнерских программах.
Мария, согласна. Когда отвечала, смотрела с позиции “я-ученик”, я дотошна в оформлении и просто копировать не буду, выправлю много раз, лично для меня будет много пользы и в компьютерном варианте. Но, если рассматривать с позиции “я-учитель”, то ученикам предложила бы делать вручную.
Аня, я тоже предложу ученикам сделать вручную. Потому что, когда пишешь, кроме визуального канала подключается кинестетический.
Благодарю! Очень интересно и талантливо! Структурированный материал всегда лучше воспринимается, знаю это из своего преподавательского опыта. А то, что карточки делаются вручную, для меня только плюс, моторика стимулирует процесс запоминания, особенно у детей)))
Анна, спасибо за комментарий! Да, моторика тут ключевой момент, прямо вербализировали мои мысли ))
Мария, благодарю! Попробую делать карточки предлагаемого размера, с ними удобнее работать, чем с листами формата А4, которые я развешивала по стенам:)
Слова с переводом на обратной стороне выписываю на маленькие карточки и по возможности просматриваю несколько раз день.
Ирина, спасибо за комментарий. Я думаю, что одно другое не исключает. В изучении языка все методы важны, нет такого, который будет работать хуже или лучше. Просто разные методы направлены на выработку разных навыков.
Мария, полностью согласна насчет важности разных методов в изучении языка. По этой причине преподаватель и должен владеть методикой (то есть совокупностью разных методов), чтобы использовать именно то, что лучше всего сработает в тот или иной момент.
Ирина, а ты можешь поделиться своими карточками? Кто знает, может, кто-то воспользуется твоим опытом.
Мария, спасибо, что поделились замечательным методом. Люблю когда информация имеет четкую структуру. И, конечно, красиво! Таня, спасибо за знакомство. Твой проект не перестает удивлять.
Елена, спасибо и Вам, я очень рада рассказать о своем опыте, и еще больше порадуюсь, если это кому-то поможет!
Лена, благодарю! Очень рада, что проект интересен даже тем людям, которые не изучают (пока! :))) итальянский язык.
Мария, хороший способ, и сразу видна рука дизайнера )
Только, конечно, почерк должен быть достаточно мелкий и при этом разборчивый.
А какая методика работы по таким карточкам, как вы их используете потом?
Спасибо, Константин! Почерк и стиль нарабатывается быстро при регулярной практике. И тут надо соблюдать баланс и не стремиться засовывать слишком большой объем в одну карточку. Насчет методики использования, я их просто часто пересматриваю. Особенно это удобно делать в метро, когда есть время.
Да, статья очень полезная! Всегда интересно узнавать методики, облегчающие обучение. Благодарю!
Наталья, благодарю!
Спасибо, Наталья!
Таня, спасибо! Люблю такую наглядность! Для меня такие таблицы, как краткий план к тексту. Очень удобно ими пользоваться.
Оля, благодарю! Это спасибо Марии, что поделилась своим опытом и так наглядно всё представила.
Спасибо, Ольга!
А я делаю карточки на компьютере. Пробовала в ручную, но все косо и криво. Причем все на компьютере сама писала, не копировала. Так что от ручных ничем не отличается.
Luciana, спасибо, что поделились своим опытом.
Я думаю, здесь у каждого свои предпочтения. Просто Мария по профессии художник-дизайнер и ей доставляет удовольствие не только изучение языка, но и сам процесс изготовления карточек :)))