Сегодня в гостях у проекта «Подружись с итальянским!» Елена Ардалионова. Мы сотрудничаем с ней уже восемь лет. Елена — мой деловой партнер и студентка, которая изучает со мной итальянский язык.
__________________________________________
29 апреля Елена отмечает день рождения. И в качестве подарка я опубликовала вот это интервью. Вы можете послушать его в аудиозаписи или прочитать текстовую версию.
«Меня зовут Елена Ардалионова. Я родилась и выросла в городе Владимире.
В детстве я была очень активна, занималась музыкой, спортом (плаваньем, баскетболом, танцами), разводила цветы. С самого детства я мечтала быть учителем и учила всех, кто подвернется под руку. Поэтому выбрать ВУЗ было не сложно – однозначно, педагогический.
Изучение иностранных языков выглядело для меня очень перспективным, так как открывало много возможностей. И я не ошиблась.
С 2008 года я работаю в итальянской компании. Здесь моё знание английского языка очень пригодилось. К тому же у меня есть возможность изучать другой язык – итальянский».
Аудиозапись интервью:
Текстовая версия интервью:
— Елена, добрый день! Рада приветствовать Вас на проекте «Подружись с итальянским!» Наша сегодняшняя встреча посвящена иностранным языкам. Знаю, что Вы с ними дружите уже не один десяток лет. Фактически они проходят красной нитью через несколько сфер и периодов Вашей жизни. Это учеба в университете, преподавание в школе, работа в иностранной корпорации. И отдельным блоком я выделила вопросы, касающиеся изучения итальянского языка.
Крепкий фундамент
- Вы закончили факультет иностранных языков Владимирского государственного педагогического института. Что повлияло на выбор вуза и факультета?
Добрый день, Татьяна! Я тоже очень рада дать Вам интервью и ответить на Ваши вопросы. Что касается выбора ВУЗа и факультета, то здесь дело в следующем. Ещё в начале девяностых я увидела в возможности изучения иностранного языка некую перспективу. Я считала, что это дополнительная возможность получения выгодной, хорошей специальности.
- После окончания вуза Вы несколько лет работали учителем английского языка в средней школе. Что из своего преподавательского опыта применяете сейчас в работе?
В любом случае, люди остаются людьми. Неважно, большие они или маленькие. Вот эти навыки общения с людьми, навыки преподавательской, воспитательной, психологической работы, которые я получила в институте, очень нужны мне для работы в коллективе с моими коллегами и партнерами.
- Сейчас Вы мама четвероклассника, который осваивает английский язык. На мой взгляд, это прекрасная возможность взглянуть на процесс обучения уже с другой стороны. Какие изменения Вы предложили бы внести в современную систему образования, чтобы изучение иностранного языка стало более комфортным и эффективным?
На мой взгляд, изучение любого школьного предмета, вернее, интерес к изучению этого предмета у детей во многом обусловлен личностью самого преподавателя. Подтверждение моим словам я вижу в отношении к предметам моего сына. Если ему нравится учитель, то он изучает предмет. Если ему не нравится, он не изучает.
К сожалению, учитель английского языка ему не нравится. Наверное, я бы предложила, чтобы все учителя, кроме владения профессиональными навыками, были интересными и симпатичными людьми в жизни.
- На Ваш взгляд, в чём основное отличие между изучением иностранного языка взрослыми и детьми?
Детей можно заставить делать домашнюю работу, а взрослых нет.
Работа в иностранной компании
- У Вас есть опыт работы в компании, где знание иностранного языка является обязательным. Как быть, если различия в менталитете и культурных ценностях порой препятствуют конструктивному общению коллег из разных стран?
Если честно, непреодолимых сложностей в своей работе я никогда не встречала. В любом случае, все сотрудники фабрики являются профессионалами. Это образованные люди, с определенным культурным уровнем. И любые проблемы всегда решались сообща. Мы всегда находили компромисс и выход из ситуации.
- Бывают ли ситуации, когда у Вас, как говорится, на ровном месте, возникает «языковой ступор»? Если да, то как удается решить эту проблему?
Бывают, конечно. Когда ты говоришь на иностранном языке, да даже и на русском, и вдруг забываешь, что хотел сказать. Либо выпадает какое-то слово и не можешь его вспомнить. В данном случае я веду себя как все люди, которые попали в страну, языка которой они не знают. Я прибегаю к жестикуляции.
- В Вашей личной языковой палитре три иностранных языка – английский, немецкий и итальянский. С каким цветом у Вас ассоциируется каждый из этих языков? Как Вы их сочетаете друг с другом?
Какой интересный вопрос! Например, итальянский у меня ассоциируется с желтым и оранжевым. Наверное, просто потому, что Италия это солнечная страна. Английский почему-то ассоциируется с красным. Не могу объяснить, почему. А немецкий — с сине-зелёным цветом.
Лайфхаки для тех, кто изучает итальянский язык
- Вы, как выпускница факультета иностранных языков, прекрасно понимаете: чтобы перейти на более высокий уровень владения языком, нужно заниматься достаточно регулярно. Однако взрослым людям бывает сложно найти время и силы для постоянных занятий. И здесь вступает в игру ее величество Мотивация. Что мотивирует лично Вас изучать итальянский язык?
Как бы ни банально это звучало, меня мотивирует необходимость. Если я чувствую, что другого выхода нет, кроме того, как пообщаться на итальянском языке, то я буду его изучать. Собственно говоря, необходимость и вызывает у меня эту потребность.
- За время нашего сотрудничества Вам приходилось несколько раз делать длительные перерывы в изучении итальянского языка. Тем не менее, Вы возвращались к занятиям и постепенно «нагоняли» пропущенный материал. Что для Вас оказывалось самым сложным при возобновлении занятий?
Мне очень тяжело даются итальянские числительные. Я пока никак не могу их победить.
Небольшое лирическое отступление
На любом занятии важно чередовать самые разные формы работы. При этом неплохо учитывать личные интересы и особенности своих студентов. Например, я вижу, что Елене очень нравится грамматика. А еще у неё хорошо идет разговорная практика. Елена моментально включается в спонтанно возникающую дискуссию по любой теме.
Что только мы не обсуждали! Особенности корпоративной культуры. Выбор мебели для офиса. Перевод субтитров для фильмов. Вывоз отходов. Идеологизация детской литературы. Да-да, однажды мы обсуждали и эту тему на примере стихов Джанни Родари и советских поэтов начала ХХ века.
Как любой преподаватель, я всегда тихо радуюсь, когда студенты не боятся и не стесняются высказывать свою точку зрения, аргументировать «за» и «против». Причем, не голословно, а на конкретных примерах. Потому что одна из целей наших занятий и заключается в том, чтобы «разговориться». Чтобы человек мог высказаться и поддержать разговор. Чтобы он знал: его не просто услышали, но и верно поняли. И в группе, где занимается Елена, этот формат работы идет «на ура».
- Мне, как преподавателю, очень приятно, что Вы охотно откликаетесь на те «вызовы», которые я предлагаю группе на занятиях по итальянскому языку. Какие форматы нашей работы нравятся Вам больше всего и почему?
Наверное, я недалеко ушла от ребёнка в данном вопросе. Мне нравятся игровые форматы. Очень хорошо идет запоминание слов или грамматических явлений, когда мы играем. И ещё очень легко запоминать, когда задействованы все органы восприятия. Когда можно и видеть, и слушать, и проговаривать. На мой взгляд, запоминание происходит эффективнее.
- Поделитесь секретом: каким образом Вы пополняете свой словарный запас по итальянскому языку?
Конечно же, на уроках итальянского языка! А ещё когда я получаю какие-то письма на итальянском языке от итальянских коллег. Отвечая на это письмо по-итальянски, я запоминаю многие слова. Даже те слова, которые раньше я не знала, запоминаются лучше. В изучении иностранного языка нет ничего лучше, чем применять полученные знания на практике.
- Я знаю, что совсем недавно Вы вернулись из деловой поездки в Альбу. Это город в северной Италии, в Пьемонте. Что больше всего Вас впечатлило в этой стране?
Я была в Италии первый раз. Меня впечатлили виды, красоты этой страны. Чудесные виноградники, очень красивые постройки, архитектурные решения. Раньше я подобного не видела, и это впечатляет.
Еще один момент, который меня впечатлил, это прием пищи. В Италии, во всяком случае, в Альбе, он происходит по расписанию. Например, жители этого городка обедают с половины первого до половины третьего. Потом все кафе и рестораны закрываются. И вновь открываются только на ужин, который начинается около семи часов и продолжается приблизительно до девяти или половины десятого. В отличие от России или Германии, в Италии невозможно пообедать или поужинать в любое удобное время.
- Что Вы пожелаете участникам и гостям проекта «Подружись с итальянским!»?
Хочу пожелать терпения. Ведь изучение любого языка, не только итальянского, требует усердия и терпения. Применяйте на практике знания, которые вы получаете в процессе изучения итальянского языка. Побольше вам интересных поездок в страну изучаемого языка. Побольше отдыха в Италии, либо служебных поездок, командировок и туристических туров.
— Елена, благодарю Вас за такое интересное интервью. Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится. Желаю вам успехов в освоении и дальнейшем совершенствовании итальянского языка.
— Татьяна, спасибо. Я тоже надеюсь, что наше сотрудничество продолжится. Всегда приятно с Вами работать и, так скажем, отвечать на Ваши вызовы.
Если вы хотите задать Елене вопрос или поделиться своими впечатлениями, пишите прямо под этим интервью, в поле для комментариев.
© Татьяна Трунова, апрель 2018
Другие интервью с моими учениками
- Интервью с Людмилой Дьяковой. Мы С Людмилой говорили о разных форматах изучения итальянского языка, о плюсах занятий на курсах и с преподавателем, об организации обучения иностранному языку на предприятии и о мотивации сотрудников.
- Интервью с Дмитрием. Я помогала Диме делать первые шаги в итальянском языке, когда он еще ходил в детский сад. Сейчас Дима живет с родителями в Италии и свободно говорит по-итальянски. В интервью он делится своими секретами успешного изучения иностранного языка.