В гостях у лингво-студии «Подружись с итальянским!» − учитель английского языка из посёлка Елатьма Рязанской области Дарья Иванищева
«Меня зовут Дарья Иванищева. В детстве я мечтала быть учителем. Мне нравилось изучать иностранные языки и психологию.
После пятилетнего обучения в университете я открывала для себя мир учителя английского языка, сотрудника отдела по персоналу, нумеролога, практика по работе с метафорическими картами, блогера.
В настоящее время я снова вернулась к профессии учителя. Также являюсь педагогом дополнительного образования по направлениям: английский язык, театральная мастерская, юный журналист».
— Дарья, добрый день! Я рада приветствовать Вас в нашей лингво-студии «Подружись с итальянским!». Совсем скоро начнётся новый учебный год. И сегодня мне хотелось бы побеседовать с Вами о работе обычного школьного учителя из российской глубинки.
Необходимое пояснение
Мы с Дарьей знакомы несколько лет. Сначала общались по Интернету. В начале августа 2023 года встретились в Елатьме, где живёт и работает Дарья. Именно там мы и договорились сделать интервью для лингво-студии.
Елатьма это небольшой рабочий посёлок с населением чуть более трёх тысяч человек, расположенный в Рязанской области. Туристы в Елатьму заезжают не так часто, хотя достопримечательности в посёлке есть. И в качестве иллюстраций к некоторым ответам как раз и будут размещены фотографии, сделанные в Елатьме.
- У Вас интересная специальность − учитель истории и английского языка. Что повлияло на выбор вуза и факультета?
Татьяна, всё очень просто − иностранные языки всегда давались мне легко. Ещё в школе я изучала по самоучителям латинский и финский. В университете ходила на курсы испанского, а с помощью интерактивной компьютерной программы пробовала изучать японский. Педагогический вуз считался престижным, педагоги в Мурманске были очень высокого класса.
А вот вторую специальность, историю, мне посоветовала мама. Хотя я так и не стала увлекаться этим предметом, но обучение помогло мне развить навыки критического и аналитического мышления, познакомиться с интересными людьми, расширить кругозор. А любимым предметом всё-таки была психология.
- В чём специфика работы учителя в поселковой школе?
Я сама училась в небольшом городке. Специфика таких школ не столько в количестве учащихся, сколько в более душевном отношении между участниками учебного процесса. И с учениками, и с родителями мы встречаемся не только в школе. Высока вероятность встретиться случайно на улице, в магазине − пообщаться, обсудить вопросы обучения и поведения. В нашей школе около 500 учеников.
- Некоторые современные ученики, в том числе и среди взрослых, не видят необходимости учить иностранные слова − ведь сейчас есть электронные переводчики. Как Вы мотивируете ребят на изучение незнакомой лексики на иностранном языке?
Я считаю, что самое главное в школьном обучении это понять структуру языка, научиться его чувствовать. А лексика − дело наживное. Обучая детей в школе, мы и представить себе не можем, с какой сферой будет связана их будущая деятельность. Поэтому я не настаиваю на отдельном изучении большого количества слов. Для меня важно, чтобы ребята хорошо усвоили базовый словарный запас из учебника и легко применяли его в устной и письменной речи.
- С помощью каких приёмов Вы помогаете ребятам расширять их словарный запас?
Школьное образование переходит на новые стандарты. Это назревшая реформа, которая очень важна. Цель обучения − научиться учиться, развить так называемую функциональную грамотность. В неё входит широкий спектр навыков, которые помогут сегодняшнему ученику самосовершенствоваться во взрослой жизни. Ведь мы знаем, что активные, любознательные люди продолжают учиться на протяжении всей жизни.
На уроках мы делаем акцент на умении получать нужную информацию из окружающего мира. Синтезировать и анализировать имеющиеся знания, делать выводы, рассуждать. Большое внимание уделяется коммуникативной и читательской грамотности. Чтобы слова легче запоминались, мы разыгрываем ролевые ситуации.
Например, ученики воображают, что заказывают еду в кафе. Естественно, если им хочется «испробовать» блюда, выходящие за рамки известной лексики, то придётся взять на вооружение словарь. Новая лексика попадает в обиход и благодаря тому, что все грамматические правила ребята объясняют своими примерами из жизни. Ассоциативное мышление также помогает лучше запоминать слова.
Здесь ещё важно учитывать то, что я работаю с учениками от 2 до 6 класса. Со старшим звеном будут профориентированные приемы, ведь многие из ребят уже имеют представление о желаемой профессии. У них более устойчивые жизненные интересы.
Я веду не только уроки, но и внеурочное объединение по изучению английского языка. Здесь уже в ход идут лексические и тематические настольные игры. А ещё мы разыгрываем спектакли. Мы дважды ставили сказку «Репка» на английском. Сначала в упрощенной форме, как кукольный театр. А потом расширили сценарий, вместе с учащимися придумали интерактивное представление с переводчиками. Добавили юмора и артистизма. Нарядились в костюмы. Выступление прошло на ура. Игровая и творческая деятельность всегда помогает учёбе.
Достопримечательности Елатьмы: ротонда
Что ещё помогает расширить словарный запас? Умение находить взаимосвязи между словами, которые относятся к самым разным сферам жизни. За примерами далеко ходить не надо, они прямо перед глазами.
Среди достопримечательностей Елатьмы Дарья порекомендовала посмотреть ротонду. Это круглая беседка на пруду в центре посёлка. Я преподаю итальянский язык, поэтому слово «ротонда» мне откликнулось сразу же. Оно пришло из Италии, в основе лежит латинский корень «roto» со значением «вращение по кругу».
А дальше мысли мои понеслись вскачь, с места в карьер. В памяти моментально всплыли слова русского языка с тем же самым корнем и значением. В этой компании оказались и ротор (вращающаяся часть двигателей), и ротапринт (печатная машина с вращающимся цилиндром), и ротация (круговое перемещение сотрудников внутри компании). Везде есть вращение по кругу, просто в разных форматах.
Вот так привычная ротонда, которую ребята видят каждый день, может стать великолепным «трамплином» для лингвистических экскурсов и мини-исследований.
- Во время нашей встречи Вы упомянули, что у вас в посёлке есть модульная библиотека. В наш век гаджетов Вы, как учитель, приучаете школьников к чтению обычных бумажных книг?
Я сама очень люблю читать, стараюсь найти на это время. Мои дети тоже читающие. У нас несколько серий книг современных писателей. Прежде, чем купить книгу детям, я изучаю отзывы, потом читаю сама. В разговорах упоминаю книги и говорю о том, что сейчас интересно. В таких вещах дети берут пример. Можно сто раз повторить, что чтение полезно. А можно просто взять книгу и начать читать вслух.
В бумажных книгах есть своя магия. Книгу приятно держать в руках. Особенно качественные книги. В нашем городке чудесная библиотека. Там есть не только классические книги из школьной программы, но и современные.
Чтобы детям понравилось читать, важно предлагать им книги интересные, увлекательные, с юмором. Чтение не только расширяет наш словарный запас, но и развивает воображение. Кстати, сейчас есть и прекрасные аудиокниги. Они тоже привлекут ребят к чтению, только нужно выбирать качественный продукт, где несколько дикторов, есть музыкальное сопровождение. Это как радио-спектакли на виниловых пластинках из детства. Такое времяпровождение будет развивать слуховую внимательность, что немаловажно.
- В чём Вы видите плюсы и минусы цифровизации современного образования?
ИКТ (информационно-компьютерные технологии) в образовании расширяют наши возможности. Мне очень нравится образовательная платформа «УЧИ.РУ», я рекомендую её всем родителям и ученикам. Мои дети тоже занимаются на этой платформе, я сама, по возможности, участвую в образовательных программах для учителей. Задания на платформе интерактивные, современные, что позволяет увлечь даже самых пассивных учеников. Опять же, за счёт неоднократного повторения и создания ассоциативных связей, запоминание идёт достаточно хорошо.
При использовании подобных обучающих площадок важно помнить, что здесь важна системность. Лучше выполнять меньше заданий, но регулярно, чем редко, но много. Любой информации необходимо время для усвоения. Сразу большой объем новой информации усвоиться не может, так же как никто из людей не сможет выпить за один раз десятилитровое ведро воды. Лучше по стаканчику, но несколько раз в день.
В современной жизни также очень удобны разного рода мессенджеры для связи с учениками. Когда не нужно звонить каждому отдельно, а достаточно просто отправить сообщение в общий чат.
Что касается минусов. Я бы назвала не всегда проверенную информацию, наличие рекламы. На том же YouTube можно найти хорошие ролики с грамматическими объяснениями, однако, ориентируясь только на обложку и описание, мы не можем гарантировать, что это действительно хороший продукт. Впрочем, эти выводы нельзя сделать по обложке и по названию книги.
Ещё один момент: важно понимать, что любой гаджет или интернет-ресурс в любой момент может трансформироваться в пожирателя времени.
Поэтому у меня нет однозначного ответа − хороша или плоха цифровизация. Это лишь инструмент, а как мы его используем − другой вопрос. При разумном использовании здесь плюсов больше. Потому что даже найти перевод незнакомого слова гораздо быстрее в Яндексе с помощью телефона, чем в словаре.
- На уроках английского языка Вы используете свои знания по истории? Если да, то каким образом?
Как я уже говорила, я больше использую общую эрудированность и аналитику. Я уверена, что именно двойное образование позволило мне синтезировать мои знания по английскому в единую систему. Так я нахожу доступные способы объяснения для каждого класса и ученика.
Для меня работа это своего рода исследование. Интересное, живое, постоянно меняющееся. Победы учеников − это мои победы. Ведь причины, по которым ученик испытывает сложности с обучением, у всех разные. Это далеко не всегда особенности мышления.
Зачастую ребята просто стесняются, боятся ошибок, им не хватает уверенности в себе. Школа как раз является тем пространством, где ошибаться не стыдно и не страшно! Школа это пространство обретения знаний для взрослой жизни. Если ребенок ошибается на уроках, значит, он чего-то не понял или что-то забыл. Учитель и одноклассники всегда готовы помочь, объяснить или порассуждать вместе с тобой. И тогда ошибок будет всё меньше. На их место придёт понимание.
Историки исследуют, предполагают, выдвигают гипотезы и делают выводы. Аналогично можно относится к иностранному языку − исследовать его, находить алгоритмы и выстраивать систему.
- Освоение любого иностранного языка это не только знание грамматических правил, владение лексикой и умение говорить. Это ещё и знакомство с историей и культурой стран изучаемого языка, так называемое страноведение. Как Вы знакомите учеников с историей Великобритании и США?
Конечно же, на уроках мы, так или иначе, знакомимся с культурой и историей англоговорящих стран. В шестом классе мы с учениками много читаем об истории открытия Америки, о географии этой страны. Однако для меня это всего лишь темы, на фоне которых мы изучаем лексику и грамматику.
Я убеждена, что историю и географию родной страны знать гораздо важнее. У нас есть идея сделать большой проект с переводом на английский об истории нашего края. Ведь нашему городку более шестисот лет!
Допускаю, что в будущем мы сделаем проекты и по другим странам, ведь проектная работа очень интересна и прекрасно развивает функциональную грамотность.
- В каком формате Вы сотрудничаете с местным краеведческим музеем?
Мне очень нравится наш Елатомский краеведческий музей, там регулярно проходят интереснейшие выставки. Этим летом я вела летнюю театральную мастерскую для школьников. Мы с ребятами решили сделать театральную постановку об истории нашего городка. Уточню: пока на русском языке.
Естественно, перед написанием сценария мы обратились к сотрудникам Музея. Нам были нужны не сухие факты, а интересные моменты, которые привлекли бы современных жителей к истории родного края.
Получилась увлекательная беседа, я лично узнала для себя много нового, ведь я не коренной житель Елатьмы, а приехала с Севера. В итоге, мы с ребятами продумали необычный сценарий в духе путешествий во времени.
В основе сюжета − блогер и турист из Москвы приехали в провинциальный городок и случайно переместились в прошлое. Сначала они познакомились с уникальным народом Рязанского края — Мещерой. Затем с воеводой Ела, от имени которого, по легенде, произошло имя поселения. Потом переместились к Петру Первому, который дважды был в этих краях. И так до современности.
В постановке мы сделали акцент на тот факт, что историю творят люди, отдельные личности. Своими повседневными делами. А, значит, история зависит и от нас с вами. Согласны ли Вы со мной, Татьяна?
- Дарья, согласна целиком и полностью! И мы идём дальше. Бытует мнение, что учителю не надо готовиться к урокам, он и так всё знает. В чём заключается Ваша подготовка к школьным урокам?
Учителям английского в этом плане несколько проще, чем другим. Наши учебники разбиты на СТЕПы, шаги, уроки. То есть весь урок уже выстроен. А дальше всё зависит от конкретного класса и ситуации. Бывает, после каникул ребята рассеянны. Работа на уроке даётся сложнее. Или они приходят после физкультуры на лыжах − уставшие и голодные. А случаются дни, когда всё схватывается на лету. Тогда можно успеть больше и даже поиграть.
Я стараюсь использовать нетрадиционные формы работы. Ученики очень любят индивидуальные задания на карточках, которые я раскладываю на учительском столе по билетному типу. Формируем таблицы из правил. Устраиваем уроки чтения. Учителю крайне необходимо быть гибким для того, чтобы в любой момент подстроить сценарий урока под потребности учеников. Поэтому я не придерживаюсь жесткого планирования. Однако продумывать урок, готовить интересные задания, безусловно, приходится заранее.
- Какой историей, связанной с успехами Ваших учеников, Вы можете поделиться с читателями лингво-студии?
Мне нравится, что английский язык дает нам большой простор для развития различных навыков. Ведь любой язык это средство коммуникации, развития, средство мышления. На уроках английского мы учимся говорить, выступать перед классом, объяснять. Мы учимся мыслить! Ведь многие вещи можно понять самостоятельно.
Я всегда с радостью наблюдаю, как раскрепощаются дети. Весной мы устраивали «Родительский день» в нашем объединении «Шаги к успеху» (так называется мой кружок) и одна девочка, Соня, стеснялась выступать даже перед мамами. Она буквально теряла дар речи, но ей очень хотелось проявить себя. У неё была роль глагола to Be.
Я рассказывала Сонечке, какой это древний глагол, как важно он говорит, ведь он основа основ! Мы включили в сценку фразу из Шекспира «to be or not to be». В этот момент в руках у Сони-глагола был большой словарь. Мы много тренировались. Помогали всей группой.
Когда Соня выступала, она казалась немного тише, несколько скромнее других. Но я знала, какая глобальная работа над собой была проведена в душе этой девочки! И вот, ближе к лету, Соня решила участвовать и в постановке про Репку. Теперь она уже Маша-Mary, готовая помочь родным выдернуть из недр земли гигантский корнеплод. Теперь зрители — начальная школа. И всё получилось!
А летом Сонечка записалась в театральную студию, и мы трижды выступали и даже ездили на конференцию педагогов дополнительного образования. Новые зрители, незнакомая сцена. И наша Соня блистает.
Таких историй можно набрать много. Мне, действительно, очень приятно слышать от детей, что английский, оказывается, совсем не сложный предмет. Разговаривать об их планах, видеть в их глазах уверенность и готовность прикладывать усилия для будущего успеха.
- Что Вы цените больше всего в профессии учителя?
Я уже упомянула ранее, что самое радостное в работе учителя и педагога, на мой взгляд, это наблюдать за ростом и развитием детей. Наша профессия — это постоянное общение. Это динамика.
Здесь не может быть спринта, только марафон. Ответственность огромная, ведь в школе происходит не только обучение, но и воспитание.
И порой возникают ситуации, когда приходится говорить на сложные темы. О дружбе, чести, целеустремленности. Отходить от планов урока, потому что иначе нельзя. Да, учителем быть нелегко. Но эта работа, действительно, мотивирует на бесконечное исследование — себя, окружающего мира и людей. Мотивирует на поиски новых решений и способов. Без этого никуда.
- Какие изменения Вы бы внесли в современную систему преподавания иностранного языка в школе?
В настоящее время обучение выстроено по облачному принципу. Знания даются разрозненно, взаимосвязи не прослеживаются. Часто перескакивается с одной темы на другую без отработки материала. Моя основная задача − связать всю эту разрозненную информацию в единую систему.
Было бы куда проще, если бы такая система предусматривалась учебником. Однако в этом году мы частично переходим на новый УМК (учебно-методический комплекс), возможно, он лучше. Это увидим уже в процессе работы. В любом случае, могу сказать, что нынешняя реформа образования востребована. Просто на устойчивые результаты нужно время.
- Что Вы пожелаете проекту «Подружись с итальянским!» и его читателям?
Татьяна, я благодарю Вас за доверие. Мне было очень приятно общаться с Вами. Я желаю проекту «Подружись с итальянским!» множества интересных встреч и событий. Пусть Ваши читатели находят на этих страницах вдохновение и мотивацию. Знание иностранных языков − объединяет, а единство это всегда сила. Спасибо Вам и всех благ!
— Дарья, большое спасибо за такое интересное и содержательное интервью! Пусть наступающий новый учебный год станет успешным и запоминающимся. Для Вас и для Ваших учеников у нас в лингво-студии есть немало интересных материалов. Буду рада видеть всех на проекте «Подружись с итальянским!»
_______________________
Если вы хотите задать Дарье вопрос или поделиться своими впечатлениями, пишите прямо под этим интервью, в поле для комментариев.
© Татьяна Трунова, август 2023
Другие интервью с учителями английского языка
- Интервью с Анной Муравьевой (Гусь-Хрустальный, Владимирская область). В интервью Анна рассказывает о современных тенденциях в преподавании иностранных языков, репетиторах, подготовке к ЕГЭ и о тех самых ингредиентах успеха, которые позволяют успешно осваивать любой предмет.
- Интервью с Мариной Стельмах (Электрогорск, Московская область). В интервью мы затронули немало вопросов, с которыми сталкивается современный школьный учитель. Это мотивация учеников и их излишняя привязанность к интернету, плюсы и минусы онлайн обучения, межпредметные связи и многое другое.