На одном из занятий пытливая ученица задаёт вопрос: есть ли что-то общее между виноградником (vigna) и юмористическим рисунком (vignetta)?
Прямо в ходе урока мы вместе «копнули до грунта» и нашли ответ. Думаю, что результаты нашего спонтанного совместного мини-исследования будут интересны и тем кто преподаёт итальянский язык, и тем, кто его изучает.
Vignetta: этимология и значение
Итальянский толковый словарь Vocabolario Treccani даёт несколько значений термина «vignetta». Два из них как раз содержат ответ на интересующий нас вопрос.
- «Disegno, integrato per lo più da un breve testo, che esprime una battuta di spirito, ironica, sarcastica o satirica». Итак, это юмористическая, ироничная, саркастическая или сатирическая сценка, сопровождаемая кратким текстом.
Кстати, студенты легко запоминают термин «vignetta» по аналогии со словом «виньетка». А что такое виньетка? Согласно Википедии, это украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста. И здесь оказалось полезным ещё одно значение слова «vignetta» в толковом словаре Treccani.
- «Nel manoscritto medievale, la cornice vegetale ornata da foglie, per lo più di vite, alle quali sono talvolta intercalate delle figure grottesche; i tralci possono anche fuoruscire dall’iniziale ornata, proseguendo nei margini, oppure inquadrare un rettangolo, dando luogo a realizzazioni ornamentali variamente caratterizzate».
Вернёмся к вопросу, заданному ученицей. Ответ лежит, как говорится, на поверхности.
Что объединяет виноградник (vigna) и юмористический рисунок (vignetta)?
В прежние времена для украшения заголовков, особенно на обложках и первых страницах книг, художники рисовали рамки из переплетенных между собой листьев винограда и усиков виноградной лозы. А чтобы несколько мелких рисунков разместить более компактно, их изображали в виде грозди винограда.
Подобные «гроздья» из реплик героев мы можем видеть сейчас в большинстве комиксов и карикатур.
Вместо заключения
Моя преподавательская практика показывает, что подобные совместные исследования гораздо эффективнее обычного объяснения, каким бы подробным и понятным оно ни было. Студенты убеждаются на собственном опыте, что самый обычный толковый словарь может дать ответ на интересующий вопрос.
А помощь преподавателя заключается в том, чтобы грамотно и логично выстроить траекторию исследования. Например, в нашем случае то значение, с которого мы начали поиск, стоит в словарной статье на последнем месте. Но оттолкнулись мы именно от него, поскольку это был самый логичный вариант поиска.
© Татьяна Трунова, июль 2023
Советую почитать
- Vendemmia − в очерке рассказывается об итальянском обычае ежегодного сбора винограда и дается основная лексика для обсуждения данной темы
О работе со словарём при изучении иностранного языка
- Difendere − proteggere − как словарь помогает понять разницу в значении синонимов
- «Netturbino» − как можно использовать словарь для подтверждения лингвистической догадки и для знакомства с синонимам
Спасибо, Татьяна. Очень интересно и познавательно.
Элени, очень приятно, что очерк Вам откликнулся!