Я веду занятие по итальянскому языку. Один из студентов устало листает блокнот в поисках спряжения неправильного глагола.
— Татьяна, я же помню, что мы это записывали!
— Конечно, записывали. Причем, не один раз.
— Вот куда он запропастился, этот глагол?!
Алексей пролистывает блокнот с записями, но нужную информацию так и не находит.
Знакомая картина?
Суть проблемы
Время от времени мои студенты, независимо от возраста, длительности обучения и уровня владения языком, наступают на одни и те же грабли: в своих собственных записях в тетради они не могут быстро отыскать нужный материал.
Вопрос не праздный. Информации на занятиях идет много, из самых разных источников и в самых разных форматах. Мы читаем тексты. Слушаем аудиокниги. Смотрим видео. Обсуждаем отдельные темы. Переводим. По ходу урока постоянно всплывают новые слова и выражения. Открываются новые значения у давно знакомой лексики. Какая-нибудь грамматическая структура разворачивается к нам совершенно другой стороной.
И так хочется всё это записать, зафиксировать, «захомячить» себе в норку-тетрадку. Типа, теперь у меня это есть. Теоретически всё верно: ведь к записанному можно возвращаться хоть каждый день. А практически оказывается, что в таком безбрежном море-океане записей нет никаких ориентиров, никаких маяков, которые помогают быстро отыскать нужную информацию.
Как решить проблему
Предлагаю воспользоваться методом Алексея Стаханова. Да-да, того самого, героя первых пятилеток. Забойщик рубил уголь, а шахтеры, которые шли за ним, просто крепили уже нарубленные угольные пласты.
При чем здесь Стаханов, спросите вы?
А присмотритесь повнимательнее к любому обучению. При освоении курса идет новая информация. Мы ее записываем — «рубим уголь». Пишем, пишем, пишем без остановки. А вот обрабатывать, то есть «крепить», порой забываем. И наступает момент, когда мы оказываемся заживо погребенными под «тысячами тонн словесной руды».
Давайте тоже крепить свой «уголь». Другими словами, расставлять для самих себя в записях подсказки: ссылки, знаки, выделения другим цветом или другим шрифтом.
«Как систематизировать записи в тетради: 10 подсказок преподавателя»
Так называется электронная книга, которую я составила для своих студентов. В ней собраны, описаны и проиллюстрированы на конкретных примерах основные способы систематизации материала.
В настоящий момент книга изъята из общего доступа, поскольку готовится её новая редакция. Однако вы можете почитать другие статьи по данной теме или получить консультацию (все ссылки даны в нижней части поста).
Мои нынешние студенты люди взрослые. И я никогда не настаиваю, чтобы они записывали всё, что мы проговариваем или пишем на доске в ходе занятия. Могу лишь порекомендовать. Посоветовать. Подсказать самые оптимальные способы. Показать, как их применить на практике. Предложить несколько альтернативных вариантов. Но вот гамлетовский вопрос – применять это на практике или нет? – каждый для себя решает сам.
Поделитесь, пожалуйста, в комментариях: какие способы систематизации учебного материала используете вы? Как вы крепите свой «уголь»?
© Татьяна Трунова, июль 2017
Советую почитать
- Как систематизировать распечатки — в статье представлены несколько вариантов систематизации печатного материала
- Как систематизировать материал с помощью карточек — мой деловой партнер Мария Черная на примере итальянского языка делится своим опытом составления карточек
Помогаю систематизировать изученный материал
- Я регулярно провожу индивидуальные консультации по систематизации изученного материала. Мы вместе определяем самый удобный и комфортный для ученика формат. А затем смотрим, как его лучше и проще всего реализовать на практике.
Таня, полностью знакома с этой ситуацией и поддерживаю, что если не закреплять, потом завалит. Спасибо за тетрадь с подсказками — очень полезно!
Оля, благодарю! Я своих учеников на вводном занятии, когда первые записи только-только появляются, уже ориентирую на оглавление. Так потом благодарят! Потому что здорово экономится время на поиски нужного материала.